Платоновское влияние в «Очарованном страннике» Николая Лескова

В сборнике XXIX научной конференции «Универсум Платоновской мысли»: «Рациональная теология в платонизме», состоявшейся в Санкт-Петербурге
24–25 июня 2021 г., опубликована статья Нины Ищенко, члена редколлегии «Одуванчика», посвященная творчеству Николая Лескова.

Повесть Николая Лескова «Очарованный странник» вышла в 1873 году под названием «Черноземный Телемак», что уже отсылает к античной культуре, путешествию сына Одиссея Телемака. Окончательный вариант названия и сюжет повести позволяют рассмотреть это произведение в гностическом и неоплатоническом контексте.
В так называемом «Гимне о жемчужине», отрывке из гностического апокрифического Евангелия от Фомы II века, иносказательно излагается история падения души из сверхкосмических сфер в материальный мир. По сюжету восточный царь посылает своего сына в землю Египетскую, чтобы тот добыл волшебную жемчужину. Привлеченный сладостью жизни в Египте, царевич забывает, кто он и зачем сюда пришел, и вспоминает о своей миссии только после того, как получает знаки от отца. В конце концов с жемчужиной царевич возвращается домой. Гностическая история земного странствия души имеет и неоплатонические параллели в учении Плотина и разных неоплатонических школ.
Сюжет жизненного странствия как возвращения на небесную родину восходит к пифагорейско-платоновскому кругу идей о теле как могиле души, о небесной родине чистых душ, о посмертной встрече с благими богами. Эти взгляды изложены в «Кратиле», «Государстве», «Федоне» и других диалогах Платона.
В повести Лескова судьба Ивана Флягина рассматривается как возвращение в исходную точку, в монастырь, понимаемый как духовная родина, дом Отца Небесного.
Христианское содержание этого сюжета модифицирует платоновский сюжет, как это имело место исторически в конце античного мира.

Ищенко, Н. С. Платоновское влияние в «Очарованном страннике» Николая Лескова / Н. С. Ищенко // XXIX научная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Рациональная теология в платонизме». Сборник материалов. Санкт-Петербург, 24–25 июня 2021 г. – СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2021. – С. 194–207.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Родной язык в политических манипуляциях этнических предпринимателей

Опубликованы материал конференции по проблеме родного языка, которая проходила весной в Академии Матусовского в Луганске. В сборнике есть мой доклад о политизации этничности вообще и родного языка в частности. В…

Коммеморация Владислава Титова в русскоязычном Интернете

В сборнике материалов круглого стола, состоявшегося в Академии Матусовского в 2024 году, публикован мой доклад о Владиславе Титове. Титов, как и Веня Дркин, – автор, известный за пределами Луганщины, поэтому…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 55 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 20 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира