Существует два детектива, наново запутывающих и с блеском распутывающих классические истории, породившие две культуры, античную и христианскую. Это американский детектив «Великая легенда» и российский детектив «Евангелие от Афрания».
В «Великой легенде» Рекс Стаут, будущий автор приключений Арчи Гудвина и Ниро Вульфа, берется за Троянскую войну. Сравнивая детали, группируя старых персонажей и вводя новых, он выстраивает историю Троянской войны, рассказанную второстепенным персонажем, троянцем, дворцовым глашатаем, который всегда в курсе событий, но никогда не на исторической сцене. История выстраивается логичная, персонажи психологически более-менее мотивированы, явные несостыковки безжалостно выброшены из текста, а оставшиеся не так бросаются в глаза. Получился приличный роман начала-середины двадцатого века, где есть и любовь, и приключения, и семейное счастье на фоне исторических катастроф.
В «Евангелии от Афрания» Кирилл Еськов пересказывает историю Иисуса как результат сложной игры разведок. Евангельский сюжет предстает как итог ряда интриг, политических и любовных (как говорила миледи), многоходовок, планов с большим количеством уровней вложения, где всё и все не то, чем кажется. Получается шпионский триллер с неожиданными поворотами сюжета, экшеном и динамикой.
Оба автора проделали большую работу, использовали свои детективные таланты, связали воедино мелочи и детали, и рассказали читателю, «что было на самом деле». Остался нерешенным только один вопрос: а что в этой истории такого, что ее пересказывают тысячелетиями? Воздействие на читателя утеряно полностью. Из ядра традиции, порождающего паттерны поведения, нормы морали, эстетические каноны, история ушла в маргиналии культуры, превратившись в добротное произведение конкретного жанра, забаву на вечер.