В те дни, как мудрость среди тронов одна не месит макаронов…

Мудрость среди тронов, которая не месит макаронов, – это Екатерина Вторая. Вот как она описана в оде «На Счастие»:

В те дни, как мудрость среди тронов

Одна не месит макаронов,

Не ходит в кузницу ковать

А разве временем лишь скучным

Изволит муз к себе пускать

И перышком своим искусным,

Ни ссоряся никак, ни с кем,

Для общей и своей забавы,

Комедьи пишет, чистит нравы,

И припевает хем, хем, хем.

Как пишет Проскурина, «в этом фрагменте, однако, Державин противопоставил русской царице-Мудрости не абстрактных королей, а вполне конкретный дом Бурбонов в лице Фердинанда I, короля Неаполитанского и двух Сицилий (1751–1825), а также Людовика XVI, последнего короля Франции. Первый был известен своим грубым нравом, страстной любовью к макаронам, а также к их производству. Этот «король Фальстаф», по воспоминаниям современников, проводил много времени на рынках, часто в самой «грязной» компании, и сам занимался изготовлением макарон, заказывая для этого соответствующие машины.

Второй персонаж приведенного отрывка – Людовик XVI – увлекался столярным, токарным и слесарным делом; он имел знаменательное прозвище «Le serrurié» («Замочник»): король коллекционировал замки разных конструкций, а ковка по металлу была его любимым хобби. Оба короля были женаты на сестрах, двух дочерях австрийской королевы Марии-Терезии: первый на Марии-Каролине, второй – на Марии-Антуанетте.

Грубость и непросвещенность первого короля были качествами, по мнению поэта, несовместными с выполнением государственных обязанностей. В действительности этот любитель макарон переложил все дела на красивую и деятельную жену. Последний король Франции также не особенно интересовался государственными делами, отдавая явное предпочтение «кузнице» в ущерб всем остальным королевским местоположениям (и трону, и спальне!). Импотенция Людовика XVI воспринималась как символ заката монархии. Все эти качества короля были постоянным объектом памфлетов и политических карикатур, известных и в России».

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Гендерный аспект английской философии

В период догоняющих модернизаций страны второго и третьего мира решали женский вопрос радикально и сразу, обосновывая этим свои претензии на место в кругу цивилизованных прогрессивных народов. Так, в России женщины…

Киевские росписи Васнецова и русские историки

В самом начале ХХ века В. М. Васнецов расписывал Владимирский собор в Киеве. Росписи Васнецова я видела нелично, а в фотоальбоме Вука Задунайского: https://vk.com/album18554741_303208757, и поразилась тому, насколько они с…

You Missed

Каннибальские метафизики, природа и культура

  • От ninaoft
  • 14 июня, 2025
  • 4 views
Каннибальские метафизики, природа и культура

Издательская политика и псевдоморфозы сакральности

  • От ninaoft
  • 12 июня, 2025
  • 15 views
Издательская политика и псевдоморфозы сакральности

С Днем России!

  • От ninaoft
  • 12 июня, 2025
  • 20 views
С Днем России!

Гнев: причина насилия или средство от насилия?

  • От ninaoft
  • 11 июня, 2025
  • 27 views
Гнев: причина насилия или средство от насилия?

Гендерный аспект английской философии

  • От ninaoft
  • 10 июня, 2025
  • 21 views
Гендерный аспект английской философии

Расизм, антирасизм и Мишель Фуко

  • От ninaoft
  • 10 июня, 2025
  • 23 views
Расизм, антирасизм и Мишель Фуко