Унификация иерархичности как ключевой аспект современной коммуникации в сети

Развитие информационных технологий в современном мире стало важным фактором, формирующим информационно-коммуникативное пространство. Образовательные учреждения, музеи, библиотеки создают свои сайты, сообщества в социальных сетях и таким образом становятся важными центрами коммуникации в Интернете. Принципиальная интерактивность современного информационного пространства приводит к изменению характера коммуникационного процесса, в котором участвуют образовательные учреждения, и переосмыслению их роли.

Процесс коммуникации является разновидностью культурного обмена, специфика которой определяется тем, что предметом обмена становится информация. Информацию будем понимать как исторически конкретный технологический способ целесообразного управления знаниями и смыслами [1]. Процесс общения между носителями разных культур, взятый в аспекте его информационного содержания, носит название межкультурной коммуникации [4, c. 916].

Под культурой мы будем понимать любой вида человеческих отношений и возникших в связи с этим правил поведения, норм и ценностей. Бывает культура дворянская, крестьянская, городская, национальная, первобытная и т. д. В современном мире любая профессионально, политически, эстетически оформленная общность продуцирует собственную культуру, что часто находит отражение и в информационном пространстве.  Информационный подход определения качества межкультурной коммуникации предполагает выделение трёх типов факторов при характеристике процесса: характеристики коммуникаторов; предмет коммуникации; структуру коммуникационного процесса [4, c. 917].

Важнейшей характеристикой коммуникатора является тип носителя культуры, который определяется уровнем субъекта межкультурной коммуникации, от  индивида до социокультурного объекта (общества в целом или локальной цивилизации). В первом случае рассматривается межличностное общение, в последнем – масштабные исторические процессы культурного обмена между разными социокультурными системами [7]. В промежутке между этими крайними значениями лежат все случаи межкультурной коммуникации, которые реализуются в информационном пространстве как межличностные и межгрупповые процессы. В межличностных коммуникативных процессах динамика коммуникации определяется индивидуальными характеристиками индивидов, а в межгрупповых особенности коммуникации жёстко детерминированы групповой принадлежностью личности, хотя и в том, и в другом случае речь идёт о взаимодействии только между индивидами, поскольку это единственный способ осуществления межгрупповых контактов [5, c. 186].

Всякая живая культура создаёт культурные факты, которые делятся на артефакты, являющиеся материальным продуктом человеческой деятельности, и ментифакты – ценности, цели, когнитивные модели, технологии, нормативные образования и т. д. [6, c. 350]. Распространение информационных технологий приводит к непрерывному росту той доли коммуникативных процессов, предмет которых составляют ментифакты. Благодаря Интернету любой человек получает доступ к ментифактам многих культур. В сети он-лайн функционируют библиотеки, выставки, экскурсии и т. д. Кроме того, благодаря интерактивности многих сайтов и особенно соцсетей, каждый может непосредственно участвовать в освоении смыслов и ценностей чужой культуры, общаясь с её оригинальными носителями.

Структура коммуникационного процесса проявляется в виде коммуникативной ситуации, а также пространственных и временных рамок информационного взаимодействия [4, с. 917]. Коммуникативная ситуация является единицей анализа в философии культуры и характеризуется симметричностью\асссиметричностью коммуникации, а также случайностью или направленностью её инициирования [4, с. 918]. В сети с помощью информационных технологий реализуется целый спектр вариантов, от сайтов госучреждений, где публикуется официальная информация и запрещено комментирование, до фандомов, которые могут не иметь собственного сайта и существуют только в процессе общения его участников.

Сайт образовательного учреждения как правило реализует несимметричную коммуникацию, которая инициируется целенаправленно и организовывает участников общения иерархически. В противоположность этому фандомная структура многих субкультур в сети предполагает симметричность коммуникации, случайность её инициирования, равноправность всех участников, отсутствие иерархии в общении [3]. Фандом формируется спонтанно и объединяет участников в специфическую группу, которая формирует свои цели, ценности и нормы. Благодаря этому фандом участвует как целое в коммуникативном процессе, задавая участникам фандома нормативную базу для оценки других  культур. Совместная деятельность в фандоме также позволяет вырабатывать и тренировать специфические коллективные эмоции, общие для всех участников, и соответственно формировать общий эстетический идеал.

Эстетический идеал как образ эмоционально привлекательного стиля жизни и общественной деятельности имеет социально-регулятивное значение [2, с. 125 – 126]. Система образования является важной функциональной частью современного общества, а деятельность по получению образования занимает несколько лет в жизни каждого члена общества, поэтому вопрос мотивации этой деятельности выходит на первый план. Немаловажно создать в информационно-коммуникационном пространстве эмоционально привлекательный образ какого-то образовательного направления, будущей профессии, конкретного образовательного учреждения.

Возможности, которые предоставляет фандомная структура коммуникации для формирования эстетического идеала, могут шире использоваться такими традиционными центрами коммуникации, как образовательные учреждения. Развитие в этом направлении уже идёт: многие сайты образовательных учреждений поддерживают интерактивный пользовательский интерфейс, создают открытые сообщества в социальных сетях. Опыт фандомной деятельности показывает, что общение между участниками нельзя отдавать на откуп самим участникам. Коммуникация должна направляться и поддерживаться ненавязчиво, но постоянно: нужно инициировать новые темы, важные в выбранной отрасли, организовывать мероприятия, которые позволяют участникам улучшить самопрезентацию в сети и привлечь людей со стороны (флеш-мобы, конкурсы с голосованием), реагировать на важные в культурном плане события, которые привлекают внимание, предоставляю площадку для высказываний по этому поводу, то есть использовать для своих целей символический капитал, создаваемый другими акторами информационно-коммуникативного пространства. Эта деятельность требует как практической подготовки, так и теоретического осмысления.

Таким образом, информационные технологии в современном информационно-коммуникационном пространстве позволяют поддерживать интерактивность сайтов, что является одним из факторов, изменяющих характер коммуникаций в сети в сторону меньшей иерархичности, большей симметричности, открытости к одновременному участию в нескольких коммуникационных процессах. Образовательные учреждения постепенно развиваются в этом направлении, сохраняя своё значение важных центров коммуникации.

Библиографический список

  1. Воеводин А. П. Информация и смысл [Электронный ресурс] / А. П. Воеводин // Терра культура. – 2016. — № 2 – Режим доступа: http://terra.lgaki.info/socium/informatsiya-i-smyisl.html
  2. Воеводин А. П. Эстетическая антропология: монография / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э. А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э. А. Дидоренко. – 2010. – 368 с.
  3. Ищенко Н. С. Фандомная проза как сад расходящихся тропок [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Терра культура. – 2016. — № 2 – Режим доступа: http://terra.lgaki.info/generation_p/fandomnaya-proza-kak-sad-rashodyashhihsya-tropok.html
  4. Климов А. Г. Коммуникация межкультурная / А. Г. Климов // Энциклопедический словарь. — М.: Академический проект, Культура; Киров: Константа —  2012. — С. 916 – 923.
  5. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.
  6. Резник Ю. М. Культурная (социальная) антропология: предмет и теоретические основания / Ю. М. Резник // Энциклопедический словарь. — М.: Академический проект, Культура; Киров: Константа —  2012. — С. 345 – 362.
  7. Сорокин П.А.Социокультурная динамика и эволюционизм/ П. А. Сорокин // Американская социологическая мысль. — М. — 1996. — С. 372-392.

Ищенко, Н. С. Унификация иерархичности как ключевой аспект современной коммуникации в сети [Электронный ресурс]/ Н. С. Ищенко // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры : сборник материалов IV международной научно-практической конференции, сентябрь-декабрь 2016 г. / сост. и ред. Д.Н. Грибков, техн. редактор А.А. Аксюхин. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2016. Режим доступа: CD. https://yadi.sk/d/-E4I96SZ39G3dL

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.