Удивление и расчеловечивание

Известный в российском жж блогер Иванов-Петров осмысляет текущую ситуацию на Украине и затрагивает тему расчеловечивания, которой я уделяю много внимания. Отрывок из поста по ссылке https://ivanov-petrov.livejournal.com/2378967.html:

«С другой стороны лагерь тех, кто приветствует произошедшее. Я вполне понимаю их логику, не биномньютона… Если я всё понимаю, то чему я удивляюсь? Собственно, только одному: как эти люди умудряются сохранять человеческий облик. Я ж вижу – они сочувствуют пострадавшим, хлопочут о наименьшем количестве жертв, и вообще люди хорошие. Они, видимо, не понимают, что предшествующими высказываниями отреклись от человечности и их поведение противоречиво… К такому типу людей я привык, и это всегда были отъявленные мерзавцы. Сейчас я удивлен, что эту позицию, которую прежде всегда занимали мерзавцы, занимают люди хорошие, религиозные и совестливые. Как они встали во всё это … положение – ума не приложу. Как вы туда попали? Вы что, не видите, где вы стоите – и кто вокруг? Вы же, наверное, сомневались, не сразу встали в эту позу – вы сомневались и выбрали это. Как это у вас получилось?»

Хочу дать свой ответ на этот вопрос. И в нем тоже прозвучит тема расчеловечивания.

У меня в начале спецоперации тоже было аналогичное удивление. Когда Украина обстреливала мирных жителей Донбасса с 2014 года, била по инфраструктуре (школы, больницы, заводы, электростанции), множество людей пели, цвели, интеллектуально росли и ничего этого не замечали. Даже если отвлечься от фотографий военных разрушений и отключить эмоции, в Луганске, например, в 2014 году 4 месяца не было света, и не из-за военных действий, а потому, что Украина отключила. Вся ЛНР получает электроэнергию из России, и линию эту тянули осенью 2014-го, под постоянными обстрелами ВСУ (я знаю человека, который был в отряде, прикрывавшем электриков). Таким же образом Украина отключила нам воду. Например, в Стаханове, недалеко от линии разграничения, не было воды несколько лет. Тут не Сахара, конечно, но голая степь, воды здесь мало, добывать ее трудно. Так с нами обращался и до сих пор обращается нынешний военный противник России.

У меня раньше возникало удивление: как можно этого не замечать? Интернет прозрачный, всё известно, украинцы сами похваляются этими поступками, причем не на уровне исполнителей, а на уровне политических лидеров. Этому я сейчас удивляюсь меньше, каждый живет в своем информационном пузыре, куда извне пробиться сложно. Но уж если вы об этом узнали, как можно это одобрять? Заявлять, что русские – мерзавцы, раз вступились за нас. Что все армии одинаково плохие. Не выдавить ни слова сочувствия погибшим в Донецке 14 марта 2022 года от удара Точкой У, который нанесли ВСУ.

Я полагаю, что корни этого – в дегуманизации некоторых категорий людей, в привычке считать человеком только себя и своих. По моим наблюдениям, в таких случаях в мировоззрении инсталлировано представление, что кого-то по некоторой причине можно не считать полноценным человеком. Причин много и разные – потому что он за Путина/ходил на референдум в Луганске в 2014-м/не знает древнегреческого/не читает интеллектуальную литературу/никогда не был в Европе/прихожанин РПЦ/русский и так далее. Но результат один – какой-то категории людей сочувствовать нужно, а какой-то – нет. Где-то (там, где пишущий) – люди, а в Донбассе в данном случае – нет.

Видимо, эта иерархия так крепко связна с мировоззрением, что отделить ее крайне сложно. По моему убеждению, деконструкцию системы расчеловечивания нужно начинать с ядра, как раз с этой точки. Не с карт продвижения армии и обсуждения геополитики, а с осознания, что нельзя возвеличивать себя над другими людьми. Именно это самоощущение – корень проблемы. И полагаю, вы можете заметить, что это та самая гордыня, которая является главным и первым грехом в христианстве, матерью всех других грехов. Мы сейчас находимся в вихре войны и в центре теологического спора, и второе важнее.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Итоги 2023 года. Интервью

В уходящем году в связи с усилением интереса к теме СВО я давала интервью о Донбассе, войне и ее предпосылках, как на бумаге, так и онлайн. Благодарю журналистов, проявивших терпение…

За что мы воюем

В сборнике памяти Владлена Татарского опубликованы мои эссе, написанные в самом начале СВО, в феврале–марте 2022 года. Ищенко, Н. С. За что мы воюем / Н. С. Ищенко // Всем…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 21 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом