Штирлиц читает Эволу

Философ Юлиус Эвола как-то прошел мимо меня. Насколько мне удалось понять, им восхищались на постсоветском пространстве за то, что он был против демократии и в то же время за фашистов. Интеллектуал, выступающий за традицию и империю, но надежно скомпрометированный сотрудничеством с фашистским режимом, чтобы его можно было не опасаться. Такая дозволенная фронда, дискредитирующая идеи традиционализма. Замечу в скобках, что представлять Третий Рейх как традиционалистский, а не модернистский проект всегда мне казалась странной идеей, а рисовать его как единственную альтернативу торжеству демократии – это прямой саботаж. Понятно, зачем это делается – для устранения вменяемых критиков демократической идеи из публичного пространства. Если вы не за демократию, то вы за фашиста Эволу – просто, как удар дубиной по лбу.

В таком аспекте, разумеется, никакого интереса Эвола у меня не вызывал, кроме чисто психологического желания закрыть гештальт, который отметил Борхес в рассказе «Богословы» («Подобно всякому владельцу библиотеки, Аврелиан чувствовал вину, что не знает ее всю»). К этому добавилось немного свободного времени на праздники, и из мира возможного материализовалась статья Эволы «Сакральное в римской традиции».

Потраченное время было вознаграждено. Очень скоро стало ясно, что именно эти идеи пересказывает Штирлиц профессору Плейшнеру в библиотеке, когда все побежали в убежище, – о мужественных римлянах, которые ближе нам, немцам, в силу своей мужественности. На несогласие Плейшнера с позицией постоянного ведущего рубрики «Философская диорама» в журнале «Фашистский строй» указывает Штирлиц, и понятно почему это звучит как угроза. Несогласие с Эволой выявляет общность ценностей немца и русского, и позволяет действовать совместно в дальнейшем.

Так что вечер удался. Контур стал четче. А в современном мире идея о женской природе демократии и мужской природе империи вообще играет новыми красками, то есть мыслитель и дальше может использоваться как мальчик для битья. Всё работает.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Русские хайку

Известный русский религиозный философ Павел Флоренский интересовался разными вещами. В числе прочего у него есть небольшой текст о частушках – предисловие к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Анализируя структуру…

Разные магии XVII века

В книге Bалери Kивельсон «Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII века» анализируются более двухсот следственных дел по обвинению в колдовстве, общее число подследственных почти пятьсот человек. Это все…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 46 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 20 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 17 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 15 views
Смотры невест как механизм согласования интересов