Культура за гранью духовности и морали

Снова из статьи Светланы Лурье «Опыт переформатирования дисциплины: культурология на основании православной антропологии»

Автор соглашается с западными антропологами и отечественными культурологами в том, что культура – это адаптационная система. Человек как существо коллективное и сверхбиологическое может выжить в этом мире только с помощью системы смыслов, позволяющей разным членам единого социума понимать друг друга и взаимодействовать с друг другом и окружающим миром.

Однако, по мнению С. Лурье, адаптируется человек таким образом не к изменениям и духу времени, как постоянно пишут исследователи, а к падшему миру. В падшем мире человек не может ясно видеть смыслы, ему не доступны во всей полноте ни логосы материальных вещей, ни духовные смыслы. То есть культура – это своеобразная неустранимая линза, сквозь которую человек смотрит как на материальный мир, так и на духовный. Если вспомнить трехчастный состав человека в христианской антропологии (тело – душа – дух), то культура относится исключительно к душевному уровню.

Таким образом, духовное трансцендентно культуре. Мы смотрим сквозь эту линзу на духовное, но оно само в эту линзу не включено.

Именно потому что духовное лежит вне культуры, культурный человек может быть аморальным, любить Шиллера и заведовать концлагерем, например. Само по себе распространение культуры не гарантирует правильного выбора человека в духовной сфере, потому что культура не об этом. И потому бьют мимо цели постоянные претензии образованных и культурных людей, писателей, актеров, философов, быть совестью поколения и светочами морали. Хотя сам факт, что такие претензии возможны, показывает, как плохо у нас с христианской антропологией.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

Возвращаясь к теме братоубийственной гражданской войны в Афинах, заложенной в основу политической системы в силу ее сходства с семьей, можно рассмотреть и казнь Сократа в том же ключе. Политическая амнистия,…

Искусство древних магий

Мою статью «Идеология осажденной крепости. Действительные и мнимые истоки изоляционизма в современном русском мироощущении» опубликовали в Омске на CD-диске. Это замечательная иллюстрация стратегии российской модернизации и догоняющего развития в традиционном…

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 19 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 24 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 13 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 18 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 17 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 72 views
Кинорецензии Нины Ищенко