Культура за гранью духовности и морали

Снова из статьи Светланы Лурье «Опыт переформатирования дисциплины: культурология на основании православной антропологии»

Автор соглашается с западными антропологами и отечественными культурологами в том, что культура – это адаптационная система. Человек как существо коллективное и сверхбиологическое может выжить в этом мире только с помощью системы смыслов, позволяющей разным членам единого социума понимать друг друга и взаимодействовать с друг другом и окружающим миром.

Однако, по мнению С. Лурье, адаптируется человек таким образом не к изменениям и духу времени, как постоянно пишут исследователи, а к падшему миру. В падшем мире человек не может ясно видеть смыслы, ему не доступны во всей полноте ни логосы материальных вещей, ни духовные смыслы. То есть культура – это своеобразная неустранимая линза, сквозь которую человек смотрит как на материальный мир, так и на духовный. Если вспомнить трехчастный состав человека в христианской антропологии (тело – душа – дух), то культура относится исключительно к душевному уровню.

Таким образом, духовное трансцендентно культуре. Мы смотрим сквозь эту линзу на духовное, но оно само в эту линзу не включено.

Именно потому что духовное лежит вне культуры, культурный человек может быть аморальным, любить Шиллера и заведовать концлагерем, например. Само по себе распространение культуры не гарантирует правильного выбора человека в духовной сфере, потому что культура не об этом. И потому бьют мимо цели постоянные претензии образованных и культурных людей, писателей, актеров, философов, быть совестью поколения и светочами морали. Хотя сам факт, что такие претензии возможны, показывает, как плохо у нас с христианской антропологией.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Каннибальские метафизики, природа и культура

Книга бразильского антрополога Вивейруша ди Кастру называется «Каннибальские метафизики» (2009, на русском 2017). Книга является манифестом, вызвала шок и стала поворотной для целого ряда дисциплин. Автор, известный исследователь индейцев Амазонии,…

Гнев: причина насилия или средство от насилия?

Продолжаю читать книгу Коллинза «Насилие. Микросоциологическая теория» Насилие на микроуровне устроено одинаково, независимо от того, совершают его военные, полицейские, грабители или семейные тираны. Две главные его особенности уже упомянуты: насилие…

You Missed

Каннибальские метафизики, природа и культура

  • От ninaoft
  • 14 июня, 2025
  • 6 views
Каннибальские метафизики, природа и культура

Издательская политика и псевдоморфозы сакральности

  • От ninaoft
  • 12 июня, 2025
  • 15 views
Издательская политика и псевдоморфозы сакральности

С Днем России!

  • От ninaoft
  • 12 июня, 2025
  • 20 views
С Днем России!

Гнев: причина насилия или средство от насилия?

  • От ninaoft
  • 11 июня, 2025
  • 28 views
Гнев: причина насилия или средство от насилия?

Гендерный аспект английской философии

  • От ninaoft
  • 10 июня, 2025
  • 23 views
Гендерный аспект английской философии

Расизм, антирасизм и Мишель Фуко

  • От ninaoft
  • 10 июня, 2025
  • 24 views
Расизм, антирасизм и Мишель Фуко