С тех пор, как Томас Кун написал книгу о сменах научных парадигм, стало очевидным, что несоответствие фактов какой-либо теории не погубило еще ни одну теорию. Гегель своим знаменитым «тем хуже для фактов» тут высказал только общее место. Теории рушились и менялись по другим причинам. В философии науки эта концепция известна как идея целостности теории или тезис Дюгема-Куайна.
«В формулировке П. Дюгема: «Физик никогда не может подвергнуть контролю опыта одну какую-нибудь гипотезу в отдельности, а всегда только целую группу гипотез. Когда же опыт его оказывается в противоречии с предсказаниями, то он может отсюда сделать лишь один вывод, а именно, что, по меньшей мере, одна из этих гипотез неприемлема и должна быть видоизменена, но он отсюда не может еще заключить, какая именно гипотеза неверна».
У. Куайн усилил этот тезис: «Любое утверждение может рассматриваться как истинное, несмотря ни на что, если мы сделаем достаточно решительные корректировки в каком-то ином фрагменте системы». Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910; Quine W. Prom a Logical Point of View. Cambridge (Mass.), 1961» (Б. И. Пружинин, Ratio serviens, с. 75).