Итак, аналитические философы ХХ века приложили много сил, провели массу экспериментов, в том числе мысленных, тончайше настроили свой когнитивный аппарат и отточили концептуальный инструментарий, и пришли к выводу, что субъект сознания и воли не находится ни в теле, ни в душе человека. Как ни парадоксально это звучит, православный философ и культуролог Светлана Лурье с ними в этом совершенно согласна.
В своей работе (Лурье, С. В. «Картезианский театр» в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии / С. В. Лурье // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 2. – С. 208-245. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-2-208-245. – EDN KABXCJ) она пишет, что согласно христианской антропологии, субъект мышления, а также воли, не находится ни в теле, ни в душе человека, а является духом, то есть третьей частью трехчастной схемы «тело-душа-дух», общей у нас с неоплатониками и гностиками.
Если использовать двухчастную антропологию, то есть делить человека на тело и душу, то дух представляет собой высшую разумную часть души. Именно это часть души является субъектом мышления и воли, ответственным за принятые решения и реализацию собственной свободы. Именно эта часть человека является личностью или бессмертной душой. И она не находится ни в теле, ни в душе, но владеет обоими.
Сознание в этой структуре относится к душе, а не к духу. Личность, то есть дух, не сводится к сознанию, и это философы-аналитики сумели показать. Так при правильном подходе аналитическая философия может быть использована как вводный курс к православной антропологии.