Аналитическая философия как пропедевтика к православной антропологии

Итак, аналитические философы ХХ века приложили много сил, провели массу экспериментов, в том числе мысленных, тончайше настроили свой когнитивный аппарат и отточили концептуальный инструментарий, и пришли к выводу, что субъект сознания и воли не находится ни в теле, ни в душе человека. Как ни парадоксально это звучит, православный философ и культуролог Светлана Лурье с ними в этом совершенно согласна.

В своей работе (Лурье, С. В. «Картезианский театр» в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии / С. В. Лурье // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 2. – С. 208-245. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-2-208-245. – EDN KABXCJ) она пишет, что согласно христианской антропологии, субъект мышления, а также воли, не находится ни в теле, ни в душе человека, а является духом, то есть третьей частью трехчастной схемы «тело-душа-дух», общей у нас с неоплатониками и гностиками.

Если использовать двухчастную антропологию, то есть делить человека на тело и душу, то дух представляет собой высшую разумную часть души. Именно это часть души является субъектом мышления и воли, ответственным за принятые решения и реализацию собственной свободы. Именно эта часть человека является личностью или бессмертной душой. И она не находится ни в теле, ни в душе, но владеет обоими.

Сознание в этой структуре относится к душе, а не к духу. Личность, то есть дух, не сводится к сознанию, и это философы-аналитики сумели показать. Так при правильном подходе аналитическая философия может быть использована как вводный курс к православной антропологии.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Прогрессоры как колонизаторы

Дипеш Чакрабарти — профессор кафедры истории имени Лоуренса А. Кимптона в Чикагском университете, уже тридцать лет занимается постколониальными и субалтерными исследованиями (исследованиями низших, дискриминируемых, доминируемых групп). В книге «Провинциализируя Европу»…

Должен ли философ жить по вере?

Несколько дней назад разные философские каналы с подачи Никиты Сюндюкова стали обсуждать важнейший со времен киников вопрос: должен ли философ жить согласно своей философии (https://t.me/hungryphil/3602). Греки считали, что кто не…

You Missed

Прогулка по Севастополю

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 29 views
Прогулка по Севастополю

Конференция «ДНК России»: вручение наград

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 34 views
Конференция «ДНК России»: вручение наград

Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 44 views
Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море

Прогрессоры как колонизаторы

  • От ninaoft
  • 11 октября, 2024
  • 22 views
Прогрессоры как колонизаторы

Царицы и царевны в бурные времена

  • От ninaoft
  • 3 октября, 2024
  • 27 views
Царицы и царевны в бурные времена

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

  • От ninaoft
  • 2 октября, 2024
  • 36 views
Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи