Аналитические философы ХХ века подметили, что гомункул из картезианского театра – это всего лишь новый искусственно сконструированный термин для старой доброй «души» христианства. Причем имеется в виду душа как субъект принятия решений, реализующий свою свободу и отвечающий за последствия, что в христианстве даже важнее восприятия и мышления. В философии Нового времени душа редуцируется до души воспринимающей и мыслящей, но и в таком виде она доставляет слишком много хлопот, потому что слишком напоминает о своем христианском происхождении.
А убежать от христианства – это такая сверхзадача, от решения которой ни один аналитический философ отказаться не может, даже если придется пожертвовать мышлением, сознанием и здравым смыслом. Поэтому изгнать гомункула из философии становится делом чести для аналитических философов, и сложный путь постепенных жертв ради сверхзадачи рассматривает Светла на Лурье в статье «»Картезианский театр» в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии» (Лурье, С. В. «Картезианский театр» в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии / С. В. Лурье // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 2. – С. 208-245. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-2-208-245. – EDN KABXCJ).
В результате автору удается показаться, что аналитическая философия, отождествив субъекта принятия решений в человеке с сознанием, последовательно и методично находит, что сознания нет ни в биологическом человеке, ни в его психике, то есть ни в теле, ни в душе. Отсюда делается (Деннетом) триумфальный вывод, что сознания вообще не существует, это иллюзия, что мы что-то мыслим и что-то чувствуем, и как следствие – свободы человека тоже не существует, потому что субъект принятия решений и даже субъект осмысления решений не находится ни в теле, ни в душе.
Гомункул изгнан вместе со своим театром!