Культуролог Нина Ищенко: «Альманах «Крылья» сохраняет историю»

О значении, содержании и смыслах недавно изданного 16-го номера периодического издания Союза писателей (СП) ЛНР литературно-художественного альманаха «Крылья» ЛуганскИнформЦентру рассказывает кандидат философских наук, член СП ЛНР, культуролог Нина Ищенко.

РАСШИРЯЯ ГЕОГРАФИЮ

Печатный орган, литературно-художественный альманах «Крылья» – ежегодный альманах СП ЛНР – в настоящее время единственное литературно-художественное периодическое издание Луганска.

В альманахе традиционно представлены основные литературные жанры: поэзия, проза, эссеистика, критика, литература для детей, мемуарная литература. Альманах объединяет русскоязычных авторов из российских регионов, включая ЛНР, а также из Черногории, Узбекистана, Греции и даже США. В период военного конфликта с Западом, когда разные страны закрывают границы для всего русского, луганский литературный альманах расширяет географию.

ПОЭТИЧЕСКИЙ КОСМОС

Поэтическая часть сборника объединяет стихи на разные темы. В сборнике опубликовали свои стихи такие поэты как Светлана Сеничкина, Нани Сариду, Денис Попов, Наталья Джурович, Анфиса Третьякова, Надежда Беседина, Дмитрий Филиппенко, Елизавета Лобода, Вера Мартынова, Евгений Харитонов, Оксана Макасеева, Владимир Сидорук, Александр Сериков. В их лирике проявляется любовь человека к тому, что больше него самого – к детству, родине, памяти, шахтерскому краю, другому человеку. Стихотворение Елизаветы Лободы «Меня вдохновляет», как чудесная сокровищница, соединяет в одном произведении все темы, волнующие поэтов сборника:

Меня вдохновляют сильные люди, капли дождя после грозы.

Падение снега и смех посреди улицы, который неспешно роняешь среди суеты.

Меня вдохновляет глубина настоящего и пепел прошедшего, осевший вдали.

Меня вдохновляет душа в мои глаза смотрящего, его надежды и мечты.

Меня вдохновляют падения, боль и мрак бытия.

Меня вдохновляют прозрения, свет солнца и запахи после дождя.

Меня вдохновляют искренние, знающие цену себе.

Меня вдохновляют улыбки, расцветающие на грустном лице.

Меня вдохновляют закаты и кофе в обед.

Принятие неприятного.

Ощущение побед.

Также в разделе поэзии опубликованы стихи Веры Мартыновой из Свердловска, ЛНР. Мартынова – член СП ЛНР, активно публиковалась после 2014 года, участвовала в проекте «Муза Новороссии». Умерла в сентябре 2021 года в период пандемии. Стихи поэта «Заброшенный дом», «Как во сне я живу», «Разлука» посвящены разрыву прошлого и настоящего, реального и нереального, который устраняется в памяти и в душе поэта. Как и другие авторы альманаха, Мартынова своим творчеством показывает, что литература соединяет разрывы и перебрасывает мосты через пропасти.

Русская поэзия, представленная в альманахе, воссоздает все многообразие жизни, воплощает в образах все стороны человеческого бытия и позволяет читателю стать богаче, войдя в поэтический космос русской литературы.

ВСЕ БОГАТСТВО ЖИЗНИ

Искусство литературного перевода представлено работами Владислава Бусова из Мариуполя, познакомившего русскоязычного читателя со стихами болгарских поэтов ХХ века Екатерины Ненчевой и Пеньо Пенева.

Пятеро прозаиков представляют в альманахе раздел прозы. Повесть Людмилы Брагиной «Итальянская лазурь» рассказывает о творчестве, любви и памяти, сохраняющей все богатство жизни. Рассказ Олега Роменко «Филателисты» воссоздает мир детства и показывает, что из этого мира можно сохранить в настоящем. Рассказы Ивана Привалова «День рождения» и «Сирень» показывают, что смысл жизни создается между жизнью и смертью, любовью и потерей. Рассказ Олега Стрельникова «Чашка заката» – единственный в альманахе представляет фантастический жанр. Проза Владимира Пахоменко посвящена истории Великой Отечественной войны на Украине. В своих рассказах автор старается осмыслить происходящие тогда события и показать их связь с настоящим. Можно заметить, что темы соединения разных времен и слоев реальности в памяти отдельного человека и всего общества так или иначе раскрываются всеми прозаиками альманаха.

ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ

Особенно емким получился раздел «Память». По словам редактора Андрея Чернова, именно этот раздел пользуется наибольшей популярностью у читателей и авторов, присылающих воспоминания о своих земляках.

В разделе «Память» альманаха «Крылья» опубликованы воспоминания об Александре Елизарове, написанные Артемом Фесенко, заслуженным художником ЛНР, председателем правления Союза художников ЛНР. Предлагаем вниманию читателей рассказ об Александре Елизарове, преподавателе скульптуры из Луганска, мобилизованном в феврале 2022 года и погибшем в мае 2022 года в боях под Камышевахой. В тексте также впервые опубликованы военные рисунки Елизарова.

Статья Андрея Чернова в этом же разделе посвящена Любови Кульбацкой, бессменной сотруднице литературного музея Владимира Даля. Она жила своей работой и смогла открыть для нескольких поколений путь к литературе, к правильному пониманию ее великих произведений, к личному переживанию миров Пушкина, Гаршина, Гоголя, Цветаевой. Кульбацкая смогла создать в городе пространство любви к слову, творчеству и красоте, а Андрей Чернов сумел сохранить это пространство в своем очерке.

ЧУДЕСА НАШЕГО ДЕТСТВА

Раздел детской литературы предлагает читателям стихи Оксаны Макасеевой, Натальи Чекер и Любови Бондаренко. Авторы из ЛНР в период военного лихолетья создают яркие, запоминающиеся, простые и добрые стихи для детей, где светит солнце, мальчик сидит на крыше и смотрит в закат, кот превращается в ангела и происходит еще множество обычных чудес, составляющих наше детство.

Не только взрослые пишут для детей. В разделе детской литературы опубликован небольшой очерк «Похитители времени» 13-летнего Абдуллаха Абдумоминова из Ташкента, где показано, во что может превратиться время человеческой жизни и как время само наказывает тех, кто его ворует.

КУЛЬТУРА ИСТОРИИ

В 16-м выпуске «Крыльев» очень сильным получился раздел, посвященный культурно-историческим исследованиям. Документальный очерк Андрея Чернова об Острой могиле, известном районе Луганска, посвящен поиску в истории объединяющей идеи, позволяющей примирить хотя бы в настоящем белых и красных, и помочь всем работать и воевать для общего блага России.

Работа Софии Богдан, Полины Буряк и Екатерины Погребняк о гимназической лексике в толковых словарях последних столетий, от Владимира Даля до наших дней, также сохраняет для современности удивительный феномен гимназического образования, ставящего воспитание выше обучения навыкам, и формирующего гармоничного человека. Статья предваряется предисловием Ирины Зайцевой, члена редколлегии «Крыльев», где дается анализ и оценка методов и достижений авторов исследования, а также подчеркивается его важность в наши дни. Словарю Даля посвящена также работа Елены Скляровой, бросающая читателя в мир русского фольклора, где живут лесовики, водяные, русалки, домовые, дворовые и кикиморы. Владимир Даль сохранил в своем великом словаре и эту страницу русской культуры.

НАРОД ВОЮЮЩЕГО КРАЯ

В разделе литературной критики опубликованы работы о важных произведениях современной русской литературы. Открывает раздел текст Галины Чудиновой с анализом новой книги писателя Лидии Довыденко «Мой светлый, горячий Донбасс», вышедшей в 2022 году в Красноярске. Довыденко, редактор калиниградского журнала «Берега», с 2014 года принимает активное участие в литературной жизни Донбасса и создала рубрику «Берега Новороссии» как площадку для высказывания писателей Донбасса. В своей книге она создает образ непокоренного, несломленного народа нашего удивительного края.

ПРОСТРАНСТВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературе воюющего Донбасса посвящены статьи Елены Заславской о творчестве поэтов Луганщины Александра Сигиды-отца и Александра Сигиды-сына, а в моих работах дан историко-культурный и культурологический анализ таких важных произведений последних лет, как «Донбасский код» Андрея Чернова, «Русский Лавкрафт» Александра Сигиды-сына и «Черный хлеб» Елены Заславской.

Разумеется, раздел критики не ограничивается литературой Донбасса. Авторы «Крыльев» работают на всем пространстве русской литературы. Рецензия Ярослава Белова о романе Анджея Ясинского «Ник» соседствует с анализом романа Евгения Водолазкина «Брисбен» пера Светланы Кочетовой. Творчеству Водолазкина посвящены также размышления главного редактора «Крыльев» Ларисы Черниенко о романе «Авиатор». Соединение разных пластов времени и разных слоев памяти художественно показано в романе Водолазкина и мастерски анализируется Черниенко.

СОЕДИНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВ

Итак, тема памяти, соединения временных, исторических и культурных пространств, является центральной в сборнике. Авторы сборника раскрывают ее по-разному, но во всех случаях перед нами сохранение памяти и преодоление временных разрывов в конкретном человеке. Человек является носителем памяти и благодаря этому сохраняет себя, свое детство, свои чувства, важнейшие моменты своего становления даже перед лицом смерти. Такое конкретное переживание памяти, памяти человека и памяти места, памяти Родины и памяти культуры становится особенно важным в наши дни, когда продолжается война Украины с Донбассом, и эту войну Украина ведет за нашу память, за право переписать историю и вычеркнуть из памяти неугодных людей, неудобные территории и всю русскую культуру.

Альманах «Крылья» – очередное живое свидетельство сохранения памяти Луганщины, памяти Донбасса, памяти большой России о нашем прошлом, решающих моментах судьбоносного выбора и самом важном праве – любить и защищать свою землю, память, Россию. 

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *