Китай, Просвещение, императрица и кино

Увлечение французов эпохи Просвещения Китаем имело яркую антиклерикальную и антимонархическую направленность. Еще одна империя помимо Римской, существовавшая дольше, и вдобавок демонстрирующая веротерпимость, была отличным аргументом как против Священной истории, в центре которой еврейский народ и христианская церковь, так и против Франции XVIII века, где преследовали иноверцев и инакомыслящих. Особенно ярко обе линии аргументации развивал Вольтер, с которым переписывалась Екатерина Вторая.

Будучи первой среди равных в царстве мысли, Екатерина конечно же поддерживала линию Вольтера в отношении Китая и не отказывалась похвалить Срединную империю в ущерб Франции. Однако будучи Российской Императрицей, Екатерина имела общую границу с Китаем, а общая граница – это взаимные территориальные претензии, конфликты из-за подданных, которые признают вассалитет то Китая, то России, и в целом постоянная напряженность.

«В первые годы своего правления Екатерина даже рассматривала возможность войны с восточным соседом. В одном из писем она жаловалась Вольтеру, что «китайцы такие склочные». По другому поводу она бранила Вольтера за нереалистичность: «Сир, вы исторгаете столько хвалы в адрес Китая… однако мои собственные дела с этой державой прошли долгий путь, разрушив все представления об их “savoir-vivre”» (умение жить). Императрица дипломатично добавила, что она сталкивалась с маньчжурами, «тартарским народом, завоевавшим Китай, а не с самими китайцами».

Екатерина могла высказываться и более эксцентрично. Другому своему другу, габсбургскому придворному принцу Шарлю-Жозефу де Линю она описывала своего доброго соседа, императора Цяньлуна в таких стишках:

Le Roi de la Chi, i, i, i, i, i, i, ne

Quand il a bien bu, u, u, u, u, u, u,

Fait une plaisante mi, i, i, i, i, ne

Король Ки-та-та-та-та-я

Когда вы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-пьет

Такие корчит ро-о-о-о-о-о-жи!» (Давид Схиммельпэннинк ван дер Ойе, «Русский ориентализм. Азия в российском сознании от эпохи Петра Великого до Белой эмиграции»).

Итог правления маньчжурской династии, которую упоминает Екатерина, показал Бертолуччи в фильме «Последний император». А император Цяньлун, которого передразнивала наша государыня, является главным героем в великолепной дораме «Покорение дворца Яньси».

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Болонская система по существу

Суть Болонской системы, в которую мы вроде как включались, но неофициально, а с 2022 года уже не включаемся никак, заключается в том, что коллегия студентов нанимает себе преподавателей – как…

Язык науки как универсальный язык Адама

Попытки воссоздать язык Адама на основе уже существующих языков продолжались до XVII века, когда приоритетом становится создание нового универсального языка на основе изучения природы и отражения законов природы в семантических…

You Missed

Интеллектуальная жизнь в Луганске

  • От ninaoft
  • 12 сентября, 2024
  • 13 views
Интеллектуальная жизнь в Луганске

Лица конференции

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 53 views
Лица конференции

«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 25 views
«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 17 views
Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 124 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 38 views
В Москву! Критики о новой литературе