Маргиналии: между литературой и богословием

На сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова выложены материалы конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста». В сборнике есть и тезисы моего доклада о Борхесе, полный которого публикую здесь.

Между литературой и богословием: протестантская экклесиология в рассказе Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды»

В докладе проанализированы идеи Нильса Рунеберга, персонажа рассказа Борхеса «Три версии предательства Иуды». Рассказ был опубликован аргентинским писателем Х. Л. Борхесом в 1944 году в составе сборника «Вымышленные истории». В рассказе приводятся три версии деяний Иуды Искариота, предложенные вымышленным персонажем Нильсом Рунебергом, скандинавским теологом начала ХХ века. Рунеберг развивает протестантские идеи об опоре веры только на Писание (принцип Sola Scriptura) и собственное понимание Писания. Принцип Sola Scriptura отрицает авторитет Церкви и возможность живого Богообщения в рамках Церкви. Рунеберг понимает жертву Христа не как примирение человека с Богом и спасение мира от смерти, а как бессмысленное страдание, направленное на юридическое возмещение за первородный грех.

Рунеберг понимает жертву юридически, а такое понимание жертвы, как показал Поль Рикёр, господствует в западной философии, теологии и психологии благодаря блаженному Августину. Юридическое понимание жертвы требует, соответственно архаичному римскому мышлению, возмещения ущерба чем-то равноценным. Первородный грех, согласно Августину, есть преступление перед Богом, передающееся по наследству, как показывает Рикёр, квазибиологическим путем. Это настолько всеобъемлющее преступление, что в нем виновны даже грудные дети. Для искупления такого греха, затронувшего всех людей, требуется, согласно Рунебергу, равноценная жертва.

Концепцию равнозначной жертвы Рунеберг вырабатывает в ходе своей теологической работы. В первой его версии Иуда приносит себя в жертву для демонстрации того, что жертва Иисуса понята и принята. Во второй версии Иуда жертвует своей душой, переходя на новый уровень самопожертвования. В третьей версии Иуда сам становится искупителем, чья жертва растянута на тысячелетия, и потому становится равноценным юридическим возмещением первородного греха.

Итак, искупительная жертва понимается юридически, как возмещение за ущерб, причиненный поступком Адама. В чем конкретно состоял этот ущерб и кому он был причинен, является предметом дебатов. Не оговаривая этого эксплицитно, Рунеберг считает, что равноценная жертва заключается только в страдании. Он не видит в истории Искупления иного смысла, помимо страдания Иисуса. Многократно увеличивая это страдание, Рунеберг приходит к своей концепции предательства Иуды как первого шага на пути к бесконечному страданию, которое должно искупить первородный грех.

Отрицая возможность богообщения в Церкви, Рунеберг лишает этой возможности и себя самого. В его концепции Бог не преобразовывает мир своим Словом и своей Церковью, а скрывает правду от людей, поскольку Искупление происходит не путем приобщения каждого человека к реальной зримой Церкви, дающей жизнь, а путем таинственных скрытых взаимозачетов за кулисами мироздания. Итак, Рунеберг в своих теориях о месте Иуды в истории Искупления символически уничтожил Воскресение и создание Церкви, а также живое богообщение в Церкви, утвердив тем самым радикальную протестантскую экклесиологию.

Итак, в докладе определены основные идеи теологии Рунеберга: опора на одно Писание, элиминация Предания, использование юридической концепции первородного греха, фактическое отрицание Богообщения в Церкви. Показано, что эти идеи являются сущностными чертами радикальной протестантской экклесиологии, оставляющей человека наедине с обезбоженным миром.

  1. Ищенко, Н. С. Между литературой и богословием: протестантская экклесиология в рассказе Х. Л. Борхеса «Три версии предательства Иуды» [Электронный ресурс] / Н. И. Ищенко // Материалы в конференции «Маргиналии-2023: границы культуры и текста» (г. Арзамас, 22 – 24 сентября 2023 года). Институт русского языка им. В. В. Виноградова, РАН. – Режим доступа: https://ruslang.ru/sites/default/files/2023-09/marginalii2023_tezisy_v18092023.pdf

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

В сборнике ХХ Таврических чтений «Анахарсис» опубликован мой доклад о диалектике субъекта и коллектива в философии Бруно Латура. Экспериментальная метафизика, она же политическая экология Бруно Латура строится на преодолении модерного…

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

В сборнике материалов конференции «Образ Родины: содержание, формирование, актуализация» (г. Москва, 19-20 апреля 2024 г.) опубликован доклад о книге Елены Заславской «Эти русские». В докладе анализируется образ Донбасса в книге…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 38 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 32 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 21 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 47 views
Социализм в коллективном воображаемом