В сборнике памяти Владлена Татарского, погибшего в результате теракта весной 2023 года опубликовано мое эссе о героизации украинским обществом его убийцы Дарьи Треповой.
***
Священник Ивано-Франковской епархии Православной церкви Украины Алексей в соцсетях призвал украинцев молиться за Дарью Трепову, которая приняла мучения за свой подвиг в борьбе со злом. Подвигом в этом обращении называется убийство, а злом – Россия.
Начало этой истории – гибель русского журналиста. Военкор Владлен Татарский погиб в результате теракта в Санкт-Петербурге в апреле 2023 года. Убийца, Дарья Трепова, сразу стала символом так называемого русского сопротивления и антирусской пропаганды. Западные СМИ написали о пацифистке и феминистке, которая ложно обвиняется в убийстве, и страдает в заключении за свое стремление к миру. В украинском публичном пространстве убитый военкор объявлен законной мишенью. В российском обществе появились силы, героизирующие Трепову. В этой героизации активно используется религиозная символика: Трепова изображается в виде Богоматери, с нимбом и пронзенным сердцем, в сопровождении надписей, призывающих присоединиться к русскому сопротивлению и стать героем как она. Об использовании религиозных мотивов и символов в антирусской военной пропаганде и хотелось бы сегодня поговорить.
Пропаганда представляет собой эмоциональное воздействие, нацеленное на то, чтобы заставить объект совершить нужное пропагандисту действие. Поэтому в любом пропагандистском символе в свернутом виде присутствуют все три составляющие: целевая аудитория, вызываемая эмоция и требуемое действие.
В псевдо-иконах с изображением Треповой это тройное послание считывается ясно. Аудитория, с которой призваны работать такие образы, представляет собой русскую молодежь, далекую от церкви. Подражание иконе, использование образа Богородицы показывает, что целевая аудитория – русские, хоть немного, но знакомые с иконописью и знающие о ее высоком статусе в духовной жизни. Воцерковленные люди осознают, что символическая канонизация убийцы именно за убийство недопустима. Люди, далекие от церкви, имеют общее и смутное представление о том, что в церкви молятся людям, пострадавшим за свои идеи, поэтому считают нормальным поставить в один ряд с мучениками чужой им религии свою героиню – Трепову. Молодая красивая девушка, какой изображают Трепову, феминистка и пацифистка, становится образцом, с которым могут отождествлять себя русские девушки прогрессивных взглядов.
Эмоции, вызываемые героическими изображениями Треповой, тоже очевидны: это восхищение ее поступком, восторг перед ее поведением, глубокое сочувствие убийце и сакрализация ее деяния. Именно такие чувства ведут к нужному действию, на которое провоцируют аудиторию.
Таким действием является убийство, причем убийство писателя, журналиста, человека слова, убийство за идеи, взгляды и мысли. Разумеется, не каждая девушка из целевой аудитории станет убийцей, но все они вместе составят ту публику, влияющую на общественное мнение, которая одобрит следующее убийство журналиста и писателя за его тексты, выступления, общение с людьми. Героизация Треповой работает на легитимацию насилия против людей слова за их политическую позицию.
Как любой террористический акт, это убийство и героизация убийцы нацелены на то, чтобы посеять страх среди пророссийских активистов, писателей, журналистов, а также рядовых граждан, разделяющих взгляды убитого Владлена Татарского. Такие люди должны почувствовать себя уязвимыми и беззащитными, ощутить себя жертвой, за которую никто не заступится, понять, что их убийцу будут восхвалять и прославлять в России, на Украине и во всем мире.
Однако в христианском религиозном сознании жертва – это самое лучшее, что может случиться с человеком в этом мире. Пожертвовать собой ради других – это доступный для каждого путь подражания Христу. Загоняя русских в роль жертв и прославляя убийцу, политтехнологи работают на укрепление христианской религиозности.
Православная церковь Украины создана в 2018 году как национальная украинская церковь для уменьшения русского влияния на Украине. ПЦУ всей своей деятельностью поддерживает националистическую идею «Украина превыше всего». В случае с Треповой прославляя убийцу, ПЦУ призывает молиться не за ее бессмертную душу, не за то, чтобы Бог послал ей раскаяние, осознание ужаса ее поступка и возможность его искупить. ПЦУ молится за нее как за образец для подражания, то есть присоединяется к политтехнологии, работающей на провоцирование известной аудитории на нужное действие. Такая инструментализация церкви обрывает общение верующих с Богом и превращает церковь в служанку идеологии.
Прихожане ПЦУ на Украине остаются один на один с вопросом, кто для них является образцом для подражания, убийца или убитый, человек, убивающий за свои идеи других, или человек, погибающий за свои взгляды. Война не окончена, и этот выбор придется делать каждому. Нам остается только молиться, чтобы Бог помог сделать выбор правильно.
2023
Ищенко, Н. С. Молитва за врагов / Н. С. Ищенко // Всем всего светлого и ясного! Сборник памяти Владлена Татарского (Максима Фомина) / под редакцией А. Коробова-Латынцева. – Краснодар, 2023. – ООО «Митра». – С. 125–128.