Педагогика Руссо, Смольный, Сибирь и дружба

В книге Андрея Зорина «Появление героя» рассказывается о воспитании чувств в ХVIII веке, об эмоциональных матрицах, задающих кодировку ситуации, требующих в каждом случае своих эмоций и после этого определенных действий. Школой чувств в первую очередь был театр, а во вторую – романы. Кроме того, были и настоящие школы, где детям инсталлировались определенные эмоциональные матрицы с детства. Самой заметной из таких школ в правление Екатерины Второй стал Смольный институт, где девушек учили жить по правилам, а не по обычаям.

Противопоставление это является одним из главных принципов педагогики Руссо. Самый влиятельный философ эпохи Просвещения писал, что если бы жизнь не менялась, то человеку не нужно было бы образование: всё необходимое для жизни ребенок усваивал бы от своих родителей, перенимал бы их нравы вместе с их профессией, чем и обеспечивал бы свое будущее. Но XVIII век уже воспринимается как век динамичный, эпоха перемен. Жить как родители никто уж не будет, слишком резко и быстро меняется мир. Поэтому обычаев недостаточно, человеку нужны правила, то есть принципы поведения, позволяющие создать собственную жизненную стратегию в непрерывно меняющемся мире.

Выпускницами Смольного были Глафира Алымова и Елизавета Рубановская. Глафира Алымова – фрейлина Екатерины Второй, подруга жены наследника, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, дважды замужем, первый раз за видным масоном Алексеем Ржевским, оставила воспоминания. Елизавета Рубановская – сестра Анны Рубановской, в замужестве Радищевой. После смерти сестры заботилась о ее четверых детях, поехала с младшими детьми в Сибирь за Александром Радищевым, где родила ему еще троих детей.

Женщин связывала многолетняя дружба. Глафира постоянно помогала подруге во время ссылки, а после ее смерти позаботилась о ее детях, что в тех обстоятельствах было нелегко, и радовалась возможности вернуть долг дружбы. Как пишет Зорин, «две женщины, которых в ранней юности научили следовать правилам, а не обычаям, навсегда сохранили привязанность друг к другу».

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Братья в семье и государстве

Результаты Лоро довольно фрагментарные. При чтении чувствуется, что работа состоит из отдельных статей, которые сами по себе интересны, но связь их с целым автор не прописывает. Так, из самого яркого:…

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Николь Лоро замечает, что Фрейд как психиатр разработал теорию вытеснения для отдельных людей, и показал, что забыть травму на самом деле невозможно. Травмированный человек создает многочисленные символические обозначения, отсылающие к…

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 19 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 24 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 13 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 18 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 17 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 72 views
Кинорецензии Нины Ищенко