Педагогика Руссо, Смольный, Сибирь и дружба

В книге Андрея Зорина «Появление героя» рассказывается о воспитании чувств в ХVIII веке, об эмоциональных матрицах, задающих кодировку ситуации, требующих в каждом случае своих эмоций и после этого определенных действий. Школой чувств в первую очередь был театр, а во вторую – романы. Кроме того, были и настоящие школы, где детям инсталлировались определенные эмоциональные матрицы с детства. Самой заметной из таких школ в правление Екатерины Второй стал Смольный институт, где девушек учили жить по правилам, а не по обычаям.

Противопоставление это является одним из главных принципов педагогики Руссо. Самый влиятельный философ эпохи Просвещения писал, что если бы жизнь не менялась, то человеку не нужно было бы образование: всё необходимое для жизни ребенок усваивал бы от своих родителей, перенимал бы их нравы вместе с их профессией, чем и обеспечивал бы свое будущее. Но XVIII век уже воспринимается как век динамичный, эпоха перемен. Жить как родители никто уж не будет, слишком резко и быстро меняется мир. Поэтому обычаев недостаточно, человеку нужны правила, то есть принципы поведения, позволяющие создать собственную жизненную стратегию в непрерывно меняющемся мире.

Выпускницами Смольного были Глафира Алымова и Елизавета Рубановская. Глафира Алымова – фрейлина Екатерины Второй, подруга жены наследника, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, дважды замужем, первый раз за видным масоном Алексеем Ржевским, оставила воспоминания. Елизавета Рубановская – сестра Анны Рубановской, в замужестве Радищевой. После смерти сестры заботилась о ее четверых детях, поехала с младшими детьми в Сибирь за Александром Радищевым, где родила ему еще троих детей.

Женщин связывала многолетняя дружба. Глафира постоянно помогала подруге во время ссылки, а после ее смерти позаботилась о ее детях, что в тех обстоятельствах было нелегко, и радовалась возможности вернуть долг дружбы. Как пишет Зорин, «две женщины, которых в ранней юности научили следовать правилам, а не обычаям, навсегда сохранили привязанность друг к другу».

Похожие записи