Книга А. Л. Зорина «Появление героя» посвящена эмоциональным матрицам русской культуры екатерининского времени, принятых у просвещенной публики, о которой больше данных.
Эмоциональная матрица – это система образцов чувства, принятых в обществе. Каждый образец публичного чувствования включает кодирование ситуации, эмоциональную реакцию и требуемое действие. Источник образцов чувств того времени – театр и романы. Главный герой книги Зорина – Андрей Тургенев, умерший в 23 года поклонник Руссо, Гёте и Шиллера, второстепенный поэт, оставивший знаменитый дневник, частично опубликованный В. Топоровым и М. Виролайнен.
Андрей Тургенев сумел стать центром эмоционального сообщества, куда входил и его друг Василий Жуковский. Сообщества было основано на театральной культуре позднего екатерининского времени, «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо, пьесах и стихах Шиллера, «Страданиях юного Вертера» Гёте, «Сентиментальном путешествии» Стерна и в огромной степени – «Письмах русского путешественника» Карамзина (родственника Тургенева), где автор учит русскую публику читать книги и использовать их для эмоционального самовоспитания. С помощью этих средств Тургенев организовывает свой опыт любви, дружбы и смерти. Люди из кружка Тургенева подозревали в его случайной смерти от простуды самоубийство по образцу Вертера и незабвенной Юлии.
Любовная история Тургенева с сестрами Соковниными выстраивается по образцу «Новой Элоизы», где сформировано прозрачное сообщества: все влюблены во всех, читают письма друг друга и жертвуют друг другу своими чувствами. В случае Андрея Тургенева результаты такого жизнечувствования были катастрофическими: помимо смерти/самоубийства Андрея, одна из сестер Екатерина не вышла замуж, младший брат Тургенева Александр никогда не женился, Василий Жуковский пережил платоническую любовь и к тому же самому сподвиг Александра уже через двадцать лет после смерти вдохновителя всех этих процессов Андрея Тургенева.
Одним словом, Татьяна Ларина еще очень легко отделалась.