Образцы эмоциональности Андрея Тургенева

Книга А. Л. Зорина «Появление героя» посвящена эмоциональным матрицам русской культуры екатерининского времени, принятых у просвещенной публики, о которой больше данных.

Эмоциональная матрица – это система образцов чувства, принятых в обществе. Каждый образец публичного чувствования включает кодирование ситуации, эмоциональную реакцию и требуемое действие. Источник образцов чувств того времени – театр и романы. Главный герой книги Зорина – Андрей Тургенев, умерший в 23 года поклонник Руссо, Гёте и Шиллера, второстепенный поэт, оставивший знаменитый дневник, частично опубликованный В. Топоровым и М. Виролайнен.

Андрей Тургенев сумел стать центром эмоционального сообщества, куда входил и его друг Василий Жуковский. Сообщества было основано на театральной культуре позднего екатерининского времени, «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо, пьесах и стихах Шиллера, «Страданиях юного Вертера» Гёте, «Сентиментальном путешествии» Стерна и в огромной степени – «Письмах русского путешественника» Карамзина (родственника Тургенева), где автор учит русскую публику читать книги и использовать их для эмоционального самовоспитания. С помощью этих средств Тургенев организовывает свой опыт любви, дружбы и смерти. Люди из кружка Тургенева подозревали в его случайной смерти от простуды самоубийство по образцу Вертера и незабвенной Юлии.

Любовная история Тургенева с сестрами Соковниными выстраивается по образцу «Новой Элоизы», где сформировано прозрачное сообщества: все влюблены во всех, читают письма друг друга и жертвуют друг другу своими чувствами. В случае Андрея Тургенева результаты такого жизнечувствования были катастрофическими: помимо смерти/самоубийства Андрея, одна из сестер Екатерина не вышла замуж, младший брат Тургенева Александр никогда не женился, Василий Жуковский пережил платоническую любовь и к тому же самому сподвиг Александра уже через двадцать лет после смерти вдохновителя всех этих процессов Андрея Тургенева.

Одним словом, Татьяна Ларина еще очень легко отделалась.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Русские хайку

Известный русский религиозный философ Павел Флоренский интересовался разными вещами. В числе прочего у него есть небольшой текст о частушках – предисловие к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Анализируя структуру…

Разные магии XVII века

В книге Bалери Kивельсон «Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII века» анализируются более двухсот следственных дел по обвинению в колдовстве, общее число подследственных почти пятьсот человек. Это все…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 48 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 21 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 18 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 15 views
Смотры невест как механизм согласования интересов