Образцы эмоциональности Андрея Тургенева

Книга А. Л. Зорина «Появление героя» посвящена эмоциональным матрицам русской культуры екатерининского времени, принятых у просвещенной публики, о которой больше данных.

Эмоциональная матрица – это система образцов чувства, принятых в обществе. Каждый образец публичного чувствования включает кодирование ситуации, эмоциональную реакцию и требуемое действие. Источник образцов чувств того времени – театр и романы. Главный герой книги Зорина – Андрей Тургенев, умерший в 23 года поклонник Руссо, Гёте и Шиллера, второстепенный поэт, оставивший знаменитый дневник, частично опубликованный В. Топоровым и М. Виролайнен.

Андрей Тургенев сумел стать центром эмоционального сообщества, куда входил и его друг Василий Жуковский. Сообщества было основано на театральной культуре позднего екатерининского времени, «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо, пьесах и стихах Шиллера, «Страданиях юного Вертера» Гёте, «Сентиментальном путешествии» Стерна и в огромной степени – «Письмах русского путешественника» Карамзина (родственника Тургенева), где автор учит русскую публику читать книги и использовать их для эмоционального самовоспитания. С помощью этих средств Тургенев организовывает свой опыт любви, дружбы и смерти. Люди из кружка Тургенева подозревали в его случайной смерти от простуды самоубийство по образцу Вертера и незабвенной Юлии.

Любовная история Тургенева с сестрами Соковниными выстраивается по образцу «Новой Элоизы», где сформировано прозрачное сообщества: все влюблены во всех, читают письма друг друга и жертвуют друг другу своими чувствами. В случае Андрея Тургенева результаты такого жизнечувствования были катастрофическими: помимо смерти/самоубийства Андрея, одна из сестер Екатерина не вышла замуж, младший брат Тургенева Александр никогда не женился, Василий Жуковский пережил платоническую любовь и к тому же самому сподвиг Александра уже через двадцать лет после смерти вдохновителя всех этих процессов Андрея Тургенева.

Одним словом, Татьяна Ларина еще очень легко отделалась.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

В недавнем посте Евгений Шатун Николаев пишет, что раздел России по национальным границам заложен ещё в имперский период в названиях территорий в титулатуре императора, типа царь Грузинский и Польский, а…

Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия

В 2023 году в московском издательстве «Выргород» опубликована книга «Веня Д’ркин: Дрантология», над которой работала команда энтузиастов с 2000 года. Богатое издание включает стихи, прозу и рисунки Дранти, а также комментарии…

You Missed

Прогулка по Севастополю

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 28 views
Прогулка по Севастополю

Конференция «ДНК России»: вручение наград

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 30 views
Конференция «ДНК России»: вручение наград

Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море

  • От ninaoft
  • 13 октября, 2024
  • 35 views
Конференция «ДНК России»: работа, встречи, Черное море

Прогрессоры как колонизаторы

  • От ninaoft
  • 11 октября, 2024
  • 22 views
Прогрессоры как колонизаторы

Царицы и царевны в бурные времена

  • От ninaoft
  • 3 октября, 2024
  • 27 views
Царицы и царевны в бурные времена

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

  • От ninaoft
  • 2 октября, 2024
  • 36 views
Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи