Национализм в церковной политике

В статье А. В. Макарина «Православие: как национализм побеждает универсализм» рассказывается о взаимоотношения Константинопольской и Русской Православных церквей, причем особое внимание уделяется последним двум столетиям, при подробнейшем описании церковно-политического контекста появления ПЦУ.

В течение ХХ века Константинополь предоставлял автокефалии и другим небольшим церквям в разных странах (Эстония, Финляндия, Чехия и др.). Украинская ситуация отличается от них. Проведя анализ статистических данных, автор делает вывод, что «прихожане, которые, можно сказать, «живут» в Церкви, активно участвуют в богослужениях и паломничествах, стремятся строго соблюдать посты, преобладают в УПЦ МП. Прецедентов, когда настолько значительная – и наиболее ревностная – часть верующих оказывается за пределами новой автокефалии, нет. Причем эти верующие – не маргиналы, а основа Церкви; достаточно назвать монашествующих трех украинских лавр – Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской» (Макарин, с. 52).

С 2019 года, когда была написана статья, ситуация только усугубилась, а конфликт между ПЦУ и УПЦ МП вышел на новый уровень: государство открыто использует ПЦУ для уничтожения канонической церкви. Политика Константинополя привела к расколу не только на Украине, но и потенциально во всем православном мире, по признаку поддержки ПЦУ.

Макаркин, А. В. Православие: как национализм побеждает универсализм / А. В. Макаркин // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). – 2019. – № 1(92). – С. 41-59.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *