О горизонтальных связях в нашем обществе

Споры вокруг фильма «Мастер и Маргарите» еще раз показали, что люди не то что не хотят уважать другое мнение, они даже не могут допустить, что у кого-то оно может быть. Что человек может посмотреть кино, прочитать роман, любить Булгакова и думать как-то иначе. Как говорит мой друг Ласточкин, постмодерн кончился. Новая искренность зверствует на информационных просторах.

Каждый уверен, что, как писал Эрнст Геллнер по другому поводу, «аргументация, приведенная в подтверждение этих зависимостей, представляется просто евклидовой по своей убедительности. Кажется, невозможно, проследив эти связи, не прийти к тем же выводам. Как говорил Спиноза, нельзя, ясно высказав истину, не добиться согласия. Увы, это не всегда так, но в данном случае все связи, по-моему, очевидны. (Я твердо стою на этом, хотя должен признать, что многие люди не согласились с этой теорией, даже ознакомившись с доказательством)».

В те не столь далекие времена Геллнер, во-первых, аргументировал, а во-вторых, признал, что с ним не согласились, и не обзывал несогласных, хоть и твердо стоял на своем. Сейчас эта умеренность осталась в прошлом. В результате коммуникации нарушаются, люди замыкаются в своих информационных пузырях и не выглядывают наружу, имея возможность хоть всю жизнь читать и смотреть только то, что подтверждает их точку зрения и не требует спорить с оппонентами, которые априори объявлены тупыми лицемерами. Возможность солидарного действия в таком обществе обеспечивается только государством или экономическим принуждением, а не горизонтальными связями. Вот и всё, что я хотела сказать о киноэстетике.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

В Москву! Критики о новой литературе

С пятого по восьмое сентября я принимаю участие в конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках Национальной литературной премии «Слово». Конференция пройдет на базе Института мировой литературы РАН…

Попытка «Андора»

Я досмотрела сериал «Андор», но никому не советую этого делать. Благодарю Николая Ласточкина за статистику по фанатам «Звездных войн». Я категорически не фанат. Стеллан Скарсгард традиционно хорош. Я его помню…

You Missed

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 24 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 16 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 26 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 39 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 38 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

Кенотическое богословие: кантианство в православии

  • От ninaoft
  • 30 августа, 2024
  • 21 views
Кенотическое богословие: кантианство в православии