О горизонтальных связях в нашем обществе

Споры вокруг фильма «Мастер и Маргарите» еще раз показали, что люди не то что не хотят уважать другое мнение, они даже не могут допустить, что у кого-то оно может быть. Что человек может посмотреть кино, прочитать роман, любить Булгакова и думать как-то иначе. Как говорит мой друг Ласточкин, постмодерн кончился. Новая искренность зверствует на информационных просторах.

Каждый уверен, что, как писал Эрнст Геллнер по другому поводу, «аргументация, приведенная в подтверждение этих зависимостей, представляется просто евклидовой по своей убедительности. Кажется, невозможно, проследив эти связи, не прийти к тем же выводам. Как говорил Спиноза, нельзя, ясно высказав истину, не добиться согласия. Увы, это не всегда так, но в данном случае все связи, по-моему, очевидны. (Я твердо стою на этом, хотя должен признать, что многие люди не согласились с этой теорией, даже ознакомившись с доказательством)».

В те не столь далекие времена Геллнер, во-первых, аргументировал, а во-вторых, признал, что с ним не согласились, и не обзывал несогласных, хоть и твердо стоял на своем. Сейчас эта умеренность осталась в прошлом. В результате коммуникации нарушаются, люди замыкаются в своих информационных пузырях и не выглядывают наружу, имея возможность хоть всю жизнь читать и смотреть только то, что подтверждает их точку зрения и не требует спорить с оппонентами, которые априори объявлены тупыми лицемерами. Возможность солидарного действия в таком обществе обеспечивается только государством или экономическим принуждением, а не горизонтальными связями. Вот и всё, что я хотела сказать о киноэстетике.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Новороссия гроз – от замысла к спектаклю

В пятницу, 1 ноября, я побывала на луганской премьере спектакля «Новороссия» по поэме Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз». Поэма писалась долго, с 2014-го по 2020-й го. В это время…

В Москву! Критики о новой литературе

С пятого по восьмое сентября я принимаю участие в конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках Национальной литературной премии «Слово». Конференция пройдет на базе Института мировой литературы РАН…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 22 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом