Аристотель теоретически осмысли опыт того, что ни одно правление не является прочным. Монархия сменяется тиранией или аристократия олигархией, поскольку всё в мире портится, разрушается, и лучшее неизбежно сменяется худшим (до теории прогресса еще две тысячи лет). Происходит и смена видов правления по первому принципу: на смену монархии приходит аристократия или цензовая демократия, которые тоже не могут устоять. Аристотель пытается найти закономерность в этом круговороте, и его наблюдения, как и его теории очень интересны.
Через двести лет после Аристотеля его теорию использует греческий историк Полибий. Полибий наблюдал возвышение Рима, который за несколько десятилетий из захолустья на краю земли превратился в республику, контролирующую всё Средиземноморье. Римский государственный строй не менялся несколько веков, и это было парадоксом, который противоречил замечательной теории, неоднократно подтвержденной эмпирически.
Полибий нашел причину устойчивости Рима в том, что Рим совмещает все три формы правления: консулы имеют власть царя, сенат представляет аристократию, народ голосует по важным вопросам и выбирает должностных лиц, у народа можно обжаловать судебное постановление, а народный трибун может наложить вето на решение сената. Помимо совмещения трех видов правления, в Риме есть еще и способы предотвратить их порчу: многие должности дублируются, а разные формы власти контролируют друг друга. Так, консулов два, а не один, они избираются на год, что мешает одному человеку захватить единоличную власть и удерживать ее.
Эта национальная мифология создала потом много проблем Цезарю.