Дугин vs Ищенко. Кто решает, как надо Родину любить?

Дорогие друзья! Приглашаю всех луганчан на мой доклад на заседании Философского монтеневского общества 15 мая, в 15.30. Этот доклад так фраппировал Александра Дугина во время философской конференции, что он запретил выкладывать его в сеть и давать мне слово для ответа из-за моих ложных и вредных взглядов. Я же считаю, что самое вредное для философии – навязывать всем единственно верное учение, поэтому приглашаю луганчан прийти и участвовать в обсуждении, а иногородним обещаю аудио по итогам в открытом доступе.

Теперь обо всем по порядку. Я кандидат философских наук, живу и работаю в Луганске, за мои работы о культурных основаниях гибридной войны Украины против России меня поместили на «Миротворец», мой муж Александр Ищенко погиб на фронте в 2022 году. В конце апреля я участвовала в философском соборе на базе пространства «Солнце Севера».

Культурное пространство «Солнце Севера» с 2022 года проводит серию философских конференций Философский Собор «Великое русское исправление имен». 30 апреля 2024 года в одной из таких конференции приняли участие члены Философского монтеневского общества Луганска.

ФМО существует в Луганске с 1990 года, в 2015 – 2022 гг. издавались ежегодные сборники докладов и материалов. Участники общества – не только профессиональные философы, но и люди, интересующиеся гуманитарными темами. На ФМО допускается высказывание и критика любых философских идей. За время существования ФМО было сделано несколько сотен докладов, со списком можно ознакомиться по ссылке: https://oduvan.online/fmo/список-докладов-фмо-с-1990-года-список-поп/. На ФМО обсуждается широкий спектр тем и проблем, а после 2014 года ФМО уделяет внимание таким вопросам как война, политическое устройство России и Украины, причины выбора украинским обществом антирусского дискурса, новороссийская и русская идентичности, и другие. Совместное заседание обещало быть интересным.

Я подготовила доклад на тему «Война в Донбассе: национальный или цивилизационный конфликт?». В докладе я кратко изложила четыре версии цивилизационной сущности России, понимаемой разными учеными и политиками как христианская, славянская, евразийская и европейская цивилизация, указала проблемные точки каждой теории, не оставила без внимания и того, что Президент России придерживается, с моей точки зрения, четвертой концепции России как части европейской цивилизации (готова аргументировать этот тезис с источниками в руках), подвергла критике два аргумента в пользу того, что Россия является цивилизацией, призвала рассмотреть теории нации-государства и государства-цивилизации для объяснения конфликта Украины и России.

Тема России как цивилизации вошла в курс «Основ российской государственности», который с 2023 года читается в каждом вузе РФ для студентов всех специальностей. Вышеизложенные четыре версии цивилизационной сущности России действительно имеют место, это эмпирически данный факт, хотя большинство из тех, кто пишет и преподает эту новую тему, не различают первые три версии и считают их синонимами. Ситуация осложняется, поскольку эта концепция не совпадает с тем, чему студентов учат на истории, где господствует формационный подход, теория прогресса и классическая теория модерности. Налицо плюрализм идей в самом образовательном процессе, ситуация сложная, и тем важнее критически оценить аргументы.

Реакция Александра Гельевича меня, буду честной, удивила. Корифей евразийства в ответном слове объявил содержание моего доклада не просто неверным и вредным, но прямо-таки происками идеологических врагов и иноагентов, выразил сожаление, что в Новороссии, за которую сражалась Россия и погибла Даша Дугина, существуют люди с моими взглядами, потребовал по этическим соображениям не выкладывать запись и не давать мне слова для ответа на возражение. Мой критик восполнял недостаток аргументации избытком эмоциональности, чередуя гнев и негодование, упреки в неэтичности и переходом на личности. Привыкшие к свободному обсуждению любых тем другие члены ФМО были так же поражены столичными стандартами философской дискуссии.

Буря продолжалась недолго, но оставила неизгладимое впечатление и вызвала то самое удивление, которое Аристотель считает началом философии. Итак, что это было?

Теперь, когда запись могут пересматривать только организаторы, а участникам нужно полагаться лишь на свою память, сложно сказать, чем именно я вызвала благородный гнев живого классика: неужели ересь состояла в приписывании Президенту несимпатичных Дугину взглядов? Но что я могу поделать, если Президент неоднократно эти взгляды озвучивал? Может быть, само упоминание того, что по тому или иному вопросу может быть четыре, а то и шесть конкурирующих точек зрения, а не одна-единственная – может быть это-то и есть самое страшное? Две точки зрения – еще куда ни шло, одна – патриотическая, дугинская, другая – вражеская, но четырех быть не может!

В этой ситуации меня беспокоит попытка монополизации патриотического дискурса, когда другая точка зрения изгоняется из публичного философского пространства без обсуждения и критики. Гибель Даши Дугиной в результате теракта и для меня оказалась потрясением, но за эти десять лет я поняла, что люди придерживаются каких-то взглядов не для того, чтобы кого-то обидеть, а потому что считают их правильными, и никто не откажется от своих идей из-за того, что носитель другой точки зрения кого-то потерял на этой войне – как не сделал этого и сам Дугин перед лицом того, что защитники украинского национального государства многих потеряли с 2022 года.

Каковы бы ни были мои философские идеи, я с этими идеями живу в прифронтовом городе, работаю здесь для сохранения русской культуры, не сбежала и бежать не собираюсь. Целью философских и идеологических преобразований в ходе СВО заявлено воспитание патриотизма, но случаев, когда патриотизм воспитывать не надо, некоторые патриоты распознать не могут и действуют неадекватно. В данном случае от ученых требуют одномыслия в научных вопросах, стандарт которого навязывается без обсуждения с помощью морального давления, лишения слова, изгнания из сообщества и других санкций. Последствия этого разрушительны и для науки, и для консолидации общества.

Поскольку запись доклада и дискуссии не выложена по требованию Александра Дугина, я приглашаю всех мыслящих людей, кому интересна современная политическая философия, прийти на заседание ФМО 15 мая, в 15.30 в Русском центре Библиотеки Горького, поучаствовать в дискуссии, составить собственное мнение.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Трансформации исторической и культурной памяти в XXI веке

Межрегиональный круглый стол на тему «Историческая память – дорога в будущее: войны памяти в XXI веке (на примере России, Украины и Донбасса») состоялся в Русском центре Библиотеки Горького 29 октября…

ФМО продолжает работу

В ближайшую среду, 16 октября 2024 года, на заседании ФМО состоится обсуждение доклада Нины Ищенко «Чьи на самом деле “Русские ночи”»? Доклад посвящен самому известному роману Владимира Одоевского, первому на…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 22 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 48 views
Социализм в коллективном воображаемом