Екатерина Цимбаева и фон эпохи

Екатерина Цимбаева, доктор исторических наук из МГУ, – одно из открытий года. Специалист по русской истории XVIII – XIX вв., в своих статьях и книгах описывает исторический контекст, непроговариваемые авторами вещи, которые и так все знают. Сейчас уже не все их знают, классические тексты теряют прозрачность и замысел автора остается непонятным.

Например, «Горе от ума» начинается с того, что из комнаты Софьи слышатся звуки пианино и флейты, а потом оттуда выходят Софья с Молчалиным. Вскоре к ним подходит Фамусов, отец Софьи, и заводит разговор как ни в чем не бывало. Современный читатель думает, что на пианино играла Софья, а на флейте – Молчалин, и немного недоумевает, почему отец так спокоен. Отцу между тем и в голову не могло прийти, что играет два разных человека в комнате его дочери, иначе он бы так не реагировал. И на пианино, и на флейте играет одна Софья. Притом человек дворянского круга с музыкальным образованием знал, что девочек не учат играть на флейте, ибо флейта – мужской инструмент. Прямого запрета нет, но это не принято. Чтобы научиться играть на флейте, Софья должна была проявить характер, настоять на своем, пойти наперекор устоявшимся нормам, что уже ее характеризует, до того, как она что-то сказала. Грибоедов с детства учился музыке, и для него это было очевидно, он рассчитывал на понимание в этом вопросе. Однако, как пишет Цимбаева, даже «Пушкин услышал комедию всего раз и не сумел полностью в ней разобраться: не понял характера Софьи, ибо не имел музыкального образования». Для современного читателя это более чем актуально. Не только этот момент оброс ложными трактовками, как показывает иллюстрация.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Не большевики создали этнократии, но царь: к истории ложной идеи

В недавнем посте Евгений Шатун Николаев пишет, что раздел России по национальным границам заложен ещё в имперский период в названиях территорий в титулатуре императора, типа царь Грузинский и Польский, а…

Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия

В 2023 году в московском издательстве «Выргород» опубликована книга «Веня Д’ркин: Дрантология», над которой работала команда энтузиастов с 2000 года. Богатое издание включает стихи, прозу и рисунки Дранти, а также комментарии…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 22 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 110 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 34 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 25 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 52 views
Социализм в коллективном воображаемом