Екатерина Цимбаева и фон эпохи

Екатерина Цимбаева, доктор исторических наук из МГУ, – одно из открытий года. Специалист по русской истории XVIII – XIX вв., в своих статьях и книгах описывает исторический контекст, непроговариваемые авторами вещи, которые и так все знают. Сейчас уже не все их знают, классические тексты теряют прозрачность и замысел автора остается непонятным.

Например, «Горе от ума» начинается с того, что из комнаты Софьи слышатся звуки пианино и флейты, а потом оттуда выходят Софья с Молчалиным. Вскоре к ним подходит Фамусов, отец Софьи, и заводит разговор как ни в чем не бывало. Современный читатель думает, что на пианино играла Софья, а на флейте – Молчалин, и немного недоумевает, почему отец так спокоен. Отцу между тем и в голову не могло прийти, что играет два разных человека в комнате его дочери, иначе он бы так не реагировал. И на пианино, и на флейте играет одна Софья. Притом человек дворянского круга с музыкальным образованием знал, что девочек не учат играть на флейте, ибо флейта – мужской инструмент. Прямого запрета нет, но это не принято. Чтобы научиться играть на флейте, Софья должна была проявить характер, настоять на своем, пойти наперекор устоявшимся нормам, что уже ее характеризует, до того, как она что-то сказала. Грибоедов с детства учился музыке, и для него это было очевидно, он рассчитывал на понимание в этом вопросе. Однако, как пишет Цимбаева, даже «Пушкин услышал комедию всего раз и не сумел полностью в ней разобраться: не понял характера Софьи, ибо не имел музыкального образования». Для современного читателя это более чем актуально. Не только этот момент оброс ложными трактовками, как показывает иллюстрация.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Братья в семье и государстве

Результаты Лоро довольно фрагментарные. При чтении чувствуется, что работа состоит из отдельных статей, которые сами по себе интересны, но связь их с целым автор не прописывает. Так, из самого яркого:…

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Николь Лоро замечает, что Фрейд как психиатр разработал теорию вытеснения для отдельных людей, и показал, что забыть травму на самом деле невозможно. Травмированный человек создает многочисленные символические обозначения, отсылающие к…

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 5 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 10 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 8 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 12 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 12 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 69 views
Кинорецензии Нины Ищенко