Англия и Германия: христианство, право сильного, апокалиптика

М. Саркисянц завершает свою книгу об английских корнях немецкого фашизма сравнением двух государств: Великобритании и Третьего Рейха. Вся книга посвящена описанию сходства теории и практики, влияния и подражания, а в финале автор касается различий.

Различие первое: Англия практиковала геноцид и подавление в колониях, а не в Европе; попытки перенести колониальные практики в метрополию более-менее успешно подавлялись самим обществом. Происходило это за счет христианского влияния внутри страны. Находилось достаточное количество людей, веривших, что право империи властвовать обусловлено тем, что она несет добро и Христа, и они имели возможность высказываться, реализовывать свои идеи в каких-то формах, подавать в отставку в знак протеста и даже почти не испытывать репрессий от государства и социального бойкота от общества. В Третьем Рейхе такое было невозможно. Можно назвать это лицемерием, а можно – облагораживающим влиянием христианства. В любом случае, это послужило устойчивости системы.

Различие второе: Гитлер хотел создать сверхчеловека, стоящего вне морали, как социальную основу будущих властелинов мира. В Англии уже были властелины мира, и им не нужно было быть вне морали. У них были двойные стандарты: прагматизм для себя, моральные нормы для противника, но они никогда не отрицали мораль полностью и не утверждали свое господство только на праве сильного. Право сильного ничего никому не гарантирует. Сильный сегодня ослабеет завтра, придут новые сильные, и нечего будет им противопоставить, как это и случилось с Третьим Рейхом.

Третье, и самое главное: англичане с XVII века, со времен расцвета пуританства, не жили концом света, апокалиптическими настроениями и эсхатологическими ожиданиями; Гитлер же транслировал это мировоззрение постоянно: если мы не выиграем, то весь мир погибнет вместе с нами, цивилизация исчезнет, культура рухнет, человечество вымрет и так далее. Экзальтация и ощущение Армагеддона резко сужают горизонт планирования. Зачем какие-то долгосрочные комбинации, если Всадники Апокалипсиса уже в пути?

Это одна из причин, по которым меня так тревожат наши патриотические Кассандры с их апокалиптическими видениями.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Нехристианская мистика Серебряного века

  • От ninaoft
  • 28 апреля, 2025
  • 5 views
Нехристианская мистика Серебряного века

«…Зато читал Адама Смита»

  • От ninaoft
  • 27 апреля, 2025
  • 14 views
«…Зато читал Адама Смита»

Биополитика в сталинском СССР

  • От ninaoft
  • 27 апреля, 2025
  • 19 views
Биополитика в сталинском СССР

Платонизм и концлагеря

  • От ninaoft
  • 26 апреля, 2025
  • 18 views
Платонизм и концлагеря

Новые приключения Данте в Амазонии и антропологии

  • От ninaoft
  • 26 апреля, 2025
  • 18 views
Новые приключения Данте в Амазонии и антропологии

Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации

  • От ninaoft
  • 20 апреля, 2025
  • 64 views
Тарас Шевченко в Луганске: места памяти и традиции интерпретации