Философ Николай Федоров жил и работал в XIX веке, общался с интеллектуальными светилами своего времени, и хотя не оставил систематических работ, его идеи, известные как философия общего дела или русский космизм, оказали влияние на развитие русской философии имперского периода. В ХХ веке русский космизм Федорова был воспринят в художественной форме в СССР, а в философским и социально-теоретическим осмыслением его идей занималась русская эмиграция. Постсоветский период характеризуется новым интересом к наследию Федорова, публикуются его сочинения, биографические материалы, происходит научное осмысление его идей. В 2023-2024 учебном году во всех вузах России вводится новый предмет «Основы российской государственности», где русский космизм позиционируется как один из важных компонентов российского мировоззрения и та часть философской традиции, которую нельзя игнорировать. Русский космизм выдвигается на роль одного из интеллектуальных течений, обеспечивающих культурный суверенитет России в условиях конфронтации с центрами силы коллективного Запада после начала СВО в 2022 году, что повышает актуальность наследия Федорова.
Николай Федоров в настоящее время как правило подается как христианский мыслитель, выражающий православные идеи. Среди комплиментарных текстов современных философов на эту тему я нашла всего два критических. Прежде чем остановиться на них подробней, изложу вкратце учение Федорова.
Философия общего дела Федорова заключается в практической нацеленности философии, религии и науки человечества на решение единственно важной общечеловеческой проблемы: воскрешения мертвых. Это обосновывается нравственно, как долг перед отцами и как возможность освободиться от страха смерти для всех. Подвиг Христов, по Федорову, не завершен, синергия (совместный труд) Божеского и человеческого заключается в том, что люди в своей земной жизни должны направить свои усилия на реализацию Божественного замысла – создание рая и воскрешение мертвых научными методами, что достигается посредством регуляции природы, а приведет к выходу человечества за пределы Земли и заселению космоса воскресшими отцами.
Причины потрясающего успеха этого учения как в русской религиозной философии ХХ века, так и в советских научных теориях требуют отдельного изучения. Отмечу лишь, что для многих философов это учение и в наши дни является, во-первых, проявлением высокой нравственности, а во-вторых, самой сутью православного христианства.