Коррупция как смертный грех

Джон Гревилл Агард Покок в 1975 году опубликовал классический труд о политической апокалиптике в атлантистской республиканской традиции XV-XVIII вв. В его работе «Момент Макиавелли» большое внимание уделяется анализу таких категорий как эсхатология, апокалиптика, секуляризация, а также, как ни удивительно, коррупция.

Христианская мысль использовала аристотелевскую идею о естественном развитии по природе. Однако человеческая природа испорчена, и как следствие в истории проявляется не только закономерность, но и случайность, а в политической жизни решающую роль играют непредвиденные события, которые в республиканской традиции называли Фортуной. Христианин такие непредвиденные случаи должен понимать как действие Провидения. Однако если человек считает себя недостойным личного попечения Провидения, он возвращается к концепции Фортуны.

В падшем мире любые случайные изменения могут быть только к худшему: «если ничего не делать, время принесет неблагоприятные изменения». Противостоять случайным изменениям может только личная добродетель христианина и гражданина, сливающиеся в одно целое в республиканской традиции. Происходит политизация добродетели, которая становится важным фактором политический жизни, а не только религиозным долгом. Как показывает Покок, политизация добродетели привела к обнаружению политической версии первородного греха, которым оказалась коррупция, заменившая понятие Фортуны – случая. Таким образом, коррупция политических институтов и общественных нравов попадает в сакральное ядро культуры: критика этой идеи вызывает сильную эмоциональную реакцию, рациональное опровержение ее невозможно, именно коррупция оказывается ответственной за все негативные аспекты человеческой жизни, как политической, так и личной.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 56 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 21 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира