Производство привилегий для светских религий

Из книги Эмилио Джентиле «Политические религии»:

«Светские религии – это доктрины, устанавливающие предельную цель, по отношению к которой определяются добро и зло. Но “если функция религии – устанавливать высшие ценности в качестве ориентиров для человеческой экзистенции, то как же можно отрицать религиозную сущность политических доктрин нашего времени”? Речь идет о религиях коллективного спасения, не признающих ничего более высокого по достоинству и авторитету, чем цель их стремлений. Все подчиняется следованию этой цели, и мера ценности, в том числе и духовной, человека или вещи обусловлена их полезностью с точки зрения достижения этой предельной цели. Активист светской религии без малейшего зазрения совести пользуется всеми средствами, какими бы ужасными они ни были, поскольку независимо от обстоятельств преследуемая им цель освящает и оправдывает нетерпимость и насилие. Во всем этом заключается общая сущность светских религий и источник их безжалостного макиавеллизма.

Однако, по мнению Арона, было бы абсурдом упрекать светские религии в том, что они “сеют нетерпимость и подталкивают к войне” главным образом потому, что «религии спасения в то время, когда они пользовались неоспоримой властью над душами, были ничуть не менее нетерпимы. Оправдывая суровость чистотой, они с яростью преследовали еретиков и не колебались прибегать к огню и мечу ради своего торжества”» (с. 182-183).

К светским религиям относят коммунизм, фашизм, американскую демократию, французскую религию Разума, придуманную Руссо, религию человечества Конта, гуманизм и другие виды верования не в трансцендентного Бога, а в некую миссию человека на земле.

Вывод Арона (Джентиле не говорит, согласен ли он с ним) выглядит довольно странным. Традиционные религии (в первую очередь христианство) как раз и упрекают за то, что они сеют нетерпимость и подталкивают к войне. Почему за те же действия нельзя упрекать в том же самом светские религии типа гуманизма или коммунизма? Тут хорошо видна попытка создать для себя привилегированную позицию вне всякой критики. Прямо вводятся двойные стандарты и требуют для себя особого положения под надуманным предлогом. Если сами верующие в гуманизм или коммунизм этого не замечают, со стороны всё очевидно.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 56 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 21 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира