Гнев: причина насилия или средство от насилия?

Продолжаю читать книгу Коллинза «Насилие. Микросоциологическая теория»

Насилие на микроуровне устроено одинаково, независимо от того, совершают его военные, полицейские, грабители или семейные тираны. Две главные его особенности уже упомянуты: насилие осуществляется против ситуационно слабой жертвы (допустим, полицейских больше, чем демонстрантов, но в данном конкретном месте один полицейский оказался против нескольких вооруженных демонстрантов; вероятность насилия в таком случае очень велика) и насилие крайне редко осуществляется под влиянием гнева.

Тут есть очень тонкий момент. В большинстве случаев насилию предшествовали брань, похвальба и угрозы как проявление гнева. Однако в подавляющем большинстве случае брань, похвальба и угрозы не приводят к насилию. Идея о том, что угрозы вызывают насилие – типичная народная, а не научная версия, наподобие той, то кацап отсылает к бороде как у цапа, а река Ворскла называется так, потому что смыла (своровала) бриллиантовый перстень с руки Петра Первого. Юристы и участники принимают эту версию, чтобы как-то закончить ситуацию и придать ей осмысленность.

На самом деле бахвальство и угрозы так редко заканчиваются насилием, что являются полной противоположностью насилия и очень эффективным средством от него.

В этом плане расширения понятия насилия путем включения в него вербального и символического насилия сильно запутывает ситуацию, и как всегда, когда выдают желаемое за действительное, не позволяет адекватно реагировать. Как средство против такого широко понимаемого насилия выступает управление гневом, однако управление гневом может в лучшем случае предотвратить брань, похвальбу и угрозы, которые вызываются гневом, но не может предотвратить насилие, которое от гнева не зависит. А если нейтрализуется и не запускается механизм, позволяющий не прибегать к насилию, то как это повлияет на частоту случаев насилия? Вопрос требует исследования.

Автор также указывает, что напрасно культуру мачизма называют культурой насилия. Мачизм скорее культура похвальбы и демонстрации готовности к насилию, а это так же редко приводит к реальному насилию, как и светская болтовня на званом приеме. Как ни парадоксально.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 67 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 22 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира