Алиса и экзистенциализм

Досмотрела первый сезон «Алисы в пограничье» (Borderland). Все уже третий ждут, скоро и я буду со всеми ждать третий.

Главный герой – умный парень, фанат компьютерных игр по имени Арису. Поскольку японцы «л» не выговаривают, как мы помним еще с «Тетради смерти», то имя это значит Алиса, которая в Зазеркалье и Стране чудес (Wonderland). Сюжет – игры на выживание в параллельном мире под надзором каких-то вроде бы инопланетян, которых всё ещё стыдливо не называют демонами. «Игра в кальмара», только с мистической или фантастической составляющей, поскольку игра организована нечеловеческой силой и волей.

В философском плане такой сюжет – это яркая иллюстрация экзистенциализма, заброшенность-в-мир как она есть и хайдеггеровский Angst. Человек внезапно оказывается в мире, где происходят события, на которые он не влияет, сложились отношения, которых он не знает, идут процессы, которых он не начинал и не выбирал. Игра идет по странным и бессмысленным правилам, и цена проигрыша – жизнь. И в этом мире надо действовать мгновенно, принимать решения немедленно, иначе умрешь. Основная движущая сила – страх. Доброты и любви между людьми нету, не до того, нужно спасать свою жизнь, подставив других. Это модель бытия-в-мире, созданная философами-экзистенциалистами.

Хотя основатели экзистенциализма были атеистами, в «Алисе» и других фильмах на эту тему атеизм не сохраняется до конца. За внешним абсурдом ситуации слишком явно стоит осмысленная злая воля. Бога в этом мире нет, зато, как говорил отец Тихон Ставрогину, бесы уж точно есть.

И люди в этом мире начинают налаживать какие-то отношения. Кто-то создает утопию, как Шляпник, кто-то принимает этот мир всей душой и мечтает остаться здесь навсегда, как безумный мечник, кто-то развлекается изо всех сил и живет мгновением, чтобы не думать о неизбежной смерти. Некоторые начинают или продолжают дружить, заботиться и защищать. В конце концов зритель приходит к мысли, что там всё, как и здесь, и соответственно всё здесь, как и там. А раз так, то помогать и любить имеет смысл и среди абсурда, и тем более в мире, где есть бесы.

И в этом несомненная польза таких фильмов.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

«Отблески Этерны»: новое начало

Сегодня на Кинопоиске стартует киноверсия литературного сериала «Отблески Этерны» Веры Камши. Я читаю книгу с 2011 года, за почти пятнадцать лет сроднилась с героями, и очень хочу увидеть их новое…

Кинорецензии Нины Ищенко

Добавить комментарий

You Missed

ООО и Дугин, Кант и чёрт

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 27 views
ООО и Дугин, Кант и чёрт

«Этерна»: книга, кино и реальность

  • От ninaoft
  • 6 июля, 2025
  • 38 views
«Этерна»: книга, кино и реальность

«Отблески Этерны»: новое начало

  • От ninaoft
  • 5 июля, 2025
  • 54 views
«Отблески Этерны»: новое начало

Алиса и экзистенциализм

  • От ninaoft
  • 2 июля, 2025
  • 52 views
Алиса и экзистенциализм

Космополитизм против национализма: долг и справедливость

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 36 views
Космополитизм против национализма: долг и справедливость

Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского

  • От ninaoft
  • 1 июля, 2025
  • 42 views
Позднесоветский тик-ток в исполнении Бродского