Ян Бурума и Авишай Маргалит опубликовали в 2004 году книгу «Оксидентализм. Запад глазами его врагов». В книге рассматриваются составляющие образа Запада, ставшие основой ряда антизападных идеологий в XIX-XX вв. Поскольку по одной из версий мы сейчас воюем с Западом, антизападные идеологии набирают популярность. Полезно посмотреть на них в контексте.
У книги «Оксидентализм» две задачи: показать, какие именно идеи составляют суть западной цивилизации, и понять, откуда антизападные идеи взялись в неевропейских странах.
Все согласны, что Запад – это плохо, но что именно в нем такого плохого? Это механицизм и бездушность жизни, урбанизация (бездуховный город против традиционной деревни), культ личного обогащения, то есть эгоизм, ослабление и уничтожение традиционной религии.
Что можно этому противопоставить? Критику бездушной городской жизни, возрождение деревни, борьбу с эгоизмом, поддержку духовности и традиционной религии. Как показывают авторы, все эти идеи впервые возникли тоже в Европе. Классиками жанра являются Руссо и Шпенглер. Так, Токио был одним из крупнейших городов мира, и до ХХ века это не порождало никакой анти-городской идеологии в Японии. Как пишут авторы, сомнительно, что якудза и проститутки старого Токио обладали какой-то особой духовностью, в отличие от их коллег в ХХ веке.
Идейные руководители антизападных революций учились в Европе и усвоили европейские ценности, отталкиваясь от которых и строили свои альтернативные программы в Китае, Вьетнаме, Камбодже, Иране – и в России тоже. Европейское влияние проявляется в том, что неприятные черты реальности воспринимаются как универсальные свойства мира и единой человеческой природы, для борьбы с которыми требуется новая духовная мобилизация и новый человек.
Красной нитью в антизападных идеологиях проходит идея о том, что победа над злом достижима политическими средствами. Добавлю уже от себя, что это основной признак гностических политических идеологий, описанных Фёгелином. Напоминаю, на моем телеграм-канале есть серия постов о Фёгелине, начиная с этого: https://t.me/ninaofterdingen/10347






