Диалектика антизападной идеологии

Ян Бурума и Авишай Маргалит опубликовали в 2004 году книгу «Оксидентализм. Запад глазами его врагов». В книге рассматриваются составляющие образа Запада, ставшие основой ряда антизападных идеологий в XIX-XX вв. Поскольку по одной из версий мы сейчас воюем с Западом, антизападные идеологии набирают популярность. Полезно посмотреть на них в контексте.

У книги «Оксидентализм» две задачи: показать, какие именно идеи составляют суть западной цивилизации, и понять, откуда антизападные идеи взялись в неевропейских странах.

Все согласны, что Запад – это плохо, но что именно в нем такого плохого? Это механицизм и бездушность жизни, урбанизация (бездуховный город против традиционной деревни), культ личного обогащения, то есть эгоизм, ослабление и уничтожение традиционной религии.

Что можно этому противопоставить? Критику бездушной городской жизни, возрождение деревни, борьбу с эгоизмом, поддержку духовности и традиционной религии. Как показывают авторы, все эти идеи впервые возникли тоже в Европе. Классиками жанра являются Руссо и Шпенглер. Так, Токио был одним из крупнейших городов мира, и до ХХ века это не порождало никакой анти-городской идеологии в Японии. Как пишут авторы, сомнительно, что якудза и проститутки старого Токио обладали какой-то особой духовностью, в отличие от их коллег в ХХ веке.

Идейные руководители антизападных революций учились в Европе и усвоили европейские ценности, отталкиваясь от которых и строили свои альтернативные программы в Китае, Вьетнаме, Камбодже, Иране – и в России тоже. Европейское влияние проявляется в том, что неприятные черты реальности воспринимаются как универсальные свойства мира и единой человеческой природы, для борьбы с которыми требуется новая духовная мобилизация и новый человек.

Красной нитью в антизападных идеологиях проходит идея о том, что победа над злом достижима политическими средствами. Добавлю уже от себя, что это основной признак гностических политических идеологий, описанных Фёгелином. Напоминаю, на моем телеграм-канале есть серия постов о Фёгелине, начиная с этого: https://t.me/ninaofterdingen/10347

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 58 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 21 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира