В 2022 году в «Новом литературном обозрении» опубликована переписка принца Шарля-Жозефа де Линя (1735-1814) с русскими корреспондентами.
Принц де Линь много лет состоял на русской службе, переписывался с Екатериной Второй, Потемкиным, Суворовым и множеством других лиц, о которых мы знаем из курса истории и читаем в учебниках. Принц де Линь ездил с императрицей в Крым после его присоединения к Российской империи, в то самое путешествие, породившее крылатое выражение «потемкинские деревни», а также участвовал в других важных событиях века, и все эти события отражены в его переписке. В общем, кладезь информации и памятник старого режима, тип светского человека, который мог появиться только во Франции и только до Революции.
Напомню, что именно во время Революции впервые в Европе воплотилась в жизнь идея национального государства. Империям идея национализма чужда, что проявлялось не раз в ту переломную эпоху. После Революции в Россию бежали многие французские роялисты, и начальником генерального штаба у Кутузова во время битвы с Наполеоном при Бородино был маркиз Сен-При, французский аристократ. В империи это никого не смущало. В национальном государстве современного типа такое вряд ли возможно.
Имперский подход проявили и составители книги А. Ф. Строев и Ж. Веркрюйс. Вот как они определяют русских корреспондентов принца де Линя:
«В эту книгу мы поместили переписку с иностранцами, официально находившимися на русской службе: граф Роже де Дамас, Жан-Франсуа де Рибопьер, Фридрих Мельхиор Гримм, Август Коцебу, князь Ангальтский, Карло Андреа Поццо ди Борго, барон Георг Магнус Спренгтпортен и др.».
Один из русских корреспондентов принца де Линя, Фридрих Мельхиор Гримм, попал потом и в главный русский роман:
«Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей».
Неожиданно было его встретить среди русских, но вот так вот.






