Три концепции личности в западной философии

В Новое время было выработано три определения личности: по Локку, по Канту и романтическая.

Для Локка «личность определяется через постоянство пребывания в изменяющихся состояниях сознания, гарантируемое рефлексивным единством памяти». Другими словами, «личность – это всеобщая способность разумного сознания приписывать себе свои прежние состояние как принадлежащие одному и тому же сознанию и памяти (отсюда – “идентичность”)» (Плотников, с. 364).

Для Канта личность – это субъект поступков. В центре рассмотрения лежит автономность морального субъекта и способность проявлять свою свободу. Наконец, в романтической концепции личности упор был сделан на неповторимость и уникальность индивида.

Как пишет Н. С. Плотников, если в западном культурном пространстве бытуют (бытовали до какого-то времени) все три концепции, то в русской культуре XIX – начала XX вв. первые два значения никогда не были распространены сколько-нибудь широко, а личностью со времен Белинского считалась только неповторимая индивидуальность.

Если обратиться к современной философии сознания, то там работают с локковским определением личности, а в современной культуре постмодерна – с третьим, романтическим. Второе, кантовское определение, конструируется через первое и третье, когда считается, что сохранение идентичности и/или проявление яркой индивидуальности само собой повлечет способность быть моральным субъектом.

Чаще реализуется радикальный вариант постмодерна – фактическое уничтожение кантовского субъекта. В рамках новой этики моральная автономия никому не нужна, воспитывать индивида как субъекта ответственности ни к чему. В современной западной культуре навязывается и воспитывается коллективная ответственность (белых, мужчин, русских, верующих и так далее). Локк и романтики допускаются, а Кант активно изгоняется.

Плотников Н. С. Кант и Ницше, или Автономная личность и сверхчеловек. Антиномии персональности в русском философском критицизме рубежа XIX–XX веков // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М. : РОССПЭН, 2010. С. 363–379.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Психологические защиты

Изложено по книге Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика», первый в постсоветской России учебник в этой сфере. В психиатрии рассматривают несколько видов психологических защит. Здоровые люди тоже непроизвольно к ним обращаются. Отличие…

Культурные связи

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 5 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 10 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 8 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 12 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 12 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 69 views
Кинорецензии Нины Ищенко