Елена Заславская
О книге воспоминаний члена Союза писателей (СП) ЛНР, культуролога, кандидата философских наук Нины Ищенко «Город на передовой. Луганск-2014», презентация которой состоялась 22 октября, ЛИЦ рассказывает поэтесса, член СП ЛНР Елена Заславская.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ
Буквально на днях состоялась презентация книги луганского культуролога, публициста, философа Нины Ищенко «Город на передовой. Луганск – 2014». В книгу вошли дневниковые записи, которые вела автор в период осени-зимы 2014-го года.
Книга эта создавалась на моих глазах, но дорога она мне еще и потому, что она живое свидетельство военного времени. Вы только начните ее читать и услышите голос нашего Луганска, расстрелянного, но не покоренного, восстановившегося благодаря людям, которые его любят и проявляют эту любовь реальными делами каждый день в тылу и на передовой.
Возможно, я предвзятый критик, но, надеюсь, это обстоятельство не будет помехой, а, напротив, позволит мне обратить внимание читателей на три темы, затронутые в книге, которые дополняют друг друга и проступают сквозь личные обстоятельства жизни автора: это — память, общность и война.
ПАМЯТЬ
В послесловии Ищенко пишет: «Луганск живет во многом благодаря тем, кто остался, выстоял, кто охранял рубежи, поднимал этот город в тяжелое время в 2014 – 2015 годах. В память об этом подвиге и написана моя небольшая книжка – с надеждой сохранить и передать другим все то, что было пережито военным летом и осенью здесь, на западной границе русского мира«.
Память человеческая избирательна, часто мы стараемся забыть травмирующие обстоятельства, или, по крайней мере, реже их вспоминать. Но, как ни парадоксально, именно память о таких событиях – залог того, чтобы они больше не повторялись.
Октябрь 2014-го. Завод. «Завод ОР (Октябрьской революции, прежнее, ставшее народным, название действующего в Луганске публичного акционерного общества «Лугансктепловоз» – примечание ЛИЦ) работает на полную мощность. Из нескольких тысяч рабочих рассчитались около трехсот, остальные все вышли на работу. Завод работает в основном в ночную смену – когда по городу отключают свет, всю мощность дают на завод. Люди ездят на работу из Станицы и других оккупированных территорий. Едут через два блокпоста – нациков и наш. Мало того, что там мародерство и бомбежки, еще и грозятся не пускать людей в Луганск. Все висит на волоске, но пока живем!«
Я помню это настроение: «все висит на волоске» — в ожидании наступления украинских войск, новых бомбежек и обстрелов. Я помню это: «пока живем» — а значит трудимся, восстанавливаем дома, ходим в библиотеку, учим детей, учим собственным примером не опускать руки, творить и быть человеком вопреки обстоятельствам. Жизнь наполняется простыми радостями и маленькими победами.
Юношеская библиотека. «Юношеская библиотека открылась. Там еще очень холодно, но есть свет и иногда даже бывает интернет. У них так и написано на стенде – «Приходите к нам, у нас есть свет и интернет!«
Декабрь 2014-го. Блокада. «На железнодорожном вокзале на стене с расписанием поездов висят напечатанные на альбомном листе объявления: «С 21.11 не в ходу», «С 28.11 не в ходу», на все поезда, во все стороны. Пригородный поезд ходил в самое горячее время, когда Луганск бомбили, а сейчас нет«.
Наш несчастный город, ставший столицей территории, как сейчас принято говорить, с неопределенным статусом, по-прежнему изолирован, если говорить о транспортном измерении: сюда не летают самолеты и не ездят поезда. Но невидимые связи, которые объединяют людей, разделенных и пространством, и даже временем, становятся зримыми и ощутимыми.
ОБЩНОСТЬ
В интервью Луганскому Информационному Центру Ищенко отметила, что интерес российских читателей к ее запискам, которые сначала публиковались в ее блоге, а впоследствии были оформлены в книгу, вызван общностью, которую чувствуют жители России с жителями Донбасса. «Эта общность заставляет их воспринимать происходящее здесь как происходящее с ними в их стране, в стране их культуры», – подчеркнула культуролог. Именно об этом писали первые читатели луганских записок.
Здесь я должна заметить, что этот процесс, возможен еще и потому, что автор чувствует и декларирует то же самое: «Опыт блокадного и постблокадного Луганска – это прикосновение к самым основаниям русской культуры.»
Ноябрь 2014-го. Выборы. «Отстояла вчера в очереди шесть часов, два раза уходила пить чай, благо, живу рядом со школой, где был избирательный участок. Это что-то невероятное. Столько людей не было никогда вообще. Участки соединили, может, думали, нас мало, но нет, нас очень много! И пока я стояла, очередь не уменьшалась, а увеличивалась, несмотря на тучи и снег во второй половине дня. Время голосования продлили до десяти, и некоторые возмущались, что надо стоять мерзнуть, но тут же и говорили: «Ну что до десяти? Там люди жизни за нас кладут. Постоим». Как здорово, что есть свет. Можно прийти домой с холода и нырнуть в горячую ванну! Если бы не это, я бы простудилась точно. На Бахмутке так и идут бои«.
Вот оно — то самое, настоящее, вечное, русское, проступающее даже в простом тексте о повседневной жизни фронтового города: положить живот за други своя, за очаги и алтари!
ВОЙНА
А что война? Война продолжается. Горячая фаза миновала, но в информационном пространстве, на культурных фронтах она только набирает обороты. И Украина вкупе с западными партнерами не собирается сдаваться, а печет как блины книги и фильмы антирусской направленности, расчеловечивающие жителей Донбасса и россиян.
Книга Ищенко не ответ на пропаганду, не попытка убедить в чем-то тех, кто не верит, что Луганск выстрадал свое право называться русским городом, а живое правдивое свидетельство того, что не всех можно запугать, что военную грозу можно пережить.
«Город на передовой» открывается эпиграфом – куплетом из песни одессита, ныне живущего в Крыму, поэта Игоря Сивака. На момент написания песни в 2017 году шел третий год войны:
«Город на передовой,
Генерал и рядовой,
Третий год войной обласкан.
Катит детские коляски.
Город на передовой
Мчит студенческой гурьбой.
Только в часе комендантском
Марс восходит над Луганском«.
Для обложки использована фотография военкора и журналистки Кристины Мельниковой, сейчас освещающей события в Карабахе. Фото сделано в районе Донецкого Иверского монастыря. На нем видно, как сквозь железную мину, застрявшую в земле, прорастает зеленая трава.
Так и эта книга, в ней сквозь войну и безнадегу прорастают вечные смыслы, любовь к родной земле, умение и стремление быть человеком, память о тех, кто защитил и восстановил Луганск.
***
Книга издана в Луганске ограниченным тиражом на личные средства автора. Отпечатанные экземпляры будут переданы в библиотеки столицы ЛНР. В электронном виде книга доступна на сайтах луганской культуры «Одуванчик» и в различных сетевых библиотеках.