Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедмитрия I

В международной научной конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) я приняла участие с докладом о сравнении двух сюжетов, возвращения Короля и воцарения Самозванца. В моей книге об «Отблесках Этерны» Веры Камши этим сюжетам уделено немало внимания, поскольку возвращение Короля — основной сюжет цикла, из которого вырастают все остальные, а трансформация Альдо Ракана из Короля в Самозванца — одна из главных интриг эпопеи. Я рада представить ментальные основы восприятия и формирования этого процесса.

В монархической Европе, Византии и Руси существует в двух противоположных вариантах один и тот же сюжет о возвращении трона. В Европе он разыгрывается как возвращение короля, в Византии и на Руси – как воцарение самозванца. Подобная инверсия в одном случае и сходство в другом тем более интересно, что византийский принцип наследования ближе к европейскому, чем к русскому. Сюжет о возвращении короля был использован Шекспиром в пьесах «Макбет» и «Ричард III», где изгнанный принц возвращает себе корону с помощью иноземного войска, что воспринимается европейской аудиторией как однозначно счастливый финал. В византийской и русской истории этот сюжет инвертирован: возвращение короля реализуется как воцарение самозванца, начало полномасштабной катастрофы. По этому сценарию развиваются события воцарения в Константинополе царевича Алексея с помощью армии крестоносцев в 1204 году, и воцарение Лжедмитрия в 1605 году в захваченной с помощью польского войска Москве. Исторические события преломляются в народном сознании греков и русских как история о самозванце, которая начинается там, где заканчивается европейский сюжет.

Ищенко, Н. С. Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедмитрия I / Н. С. Ищенко // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. – СПб.: Издательство РХГА, 2021. – С. 110–117.

Читать и скачать по ссылке:

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Русский космизм в российском мировоззрении

В 2023-2024 учебном году во всех вузах России введен новый предмет «Основы российской государственности», призванный формировать российское мировоззрение. Одним из важных компонентов российского мировоззрения, согласно рабочей программе и существующим учебникам,…

Утопия и постэсхатология в романе Елены Хаецкой «Падение Софии»

Опубликован сборник по итогам конференции «Утопические проекты в истории культуры». Я участвую в этой конференции не первый год, и в 2024 году представляла доклад о романе Елены Хаецкой «Падение Софии».…

You Missed

Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

  • От ninaoft
  • 23 марта, 2025
  • 19 views
Амнистия в Афинах: забыть нельзя запомнить

О гностиках, Стругацких и кино

  • От ninaoft
  • 22 марта, 2025
  • 24 views
О гностиках, Стругацких и кино

Братья в семье и государстве

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 13 views
Братья в семье и государстве

Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 18 views
Человек Фрейда и государство Платона: к поискам методологии

Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

  • От ninaoft
  • 16 марта, 2025
  • 17 views
Афины и убийство Моисея: память и вытеснение в античной истории

Кинорецензии Нины Ищенко

  • От ninaoft
  • 15 марта, 2025
  • 72 views
Кинорецензии Нины Ищенко