Москва как глубинный город

Противостояние Москвы и Петербурга ярко проявлялось в эпоху Екатерины Второй, но с заметными отличиями от современной модели. Если сейчас Москва – это бизнес, движение и энергия, а Питер – культурная столица, то при Екатерине движение, энергия и драйв были все в Петербурге, а Москва была большой деревней. Городские усадьбы дворян жили жизнью загородной усадьбы, деревенского поместья: сады и огороды прямо в пределах города, всё своё, десятки человек прислуги и работников. Естественно выстроенная, с кривыми переулочками, растущая как запущенный сад в разные стороны, Москва самим своим стилем сопротивлялась просвещенным инициативам Петербурга и преобразованию страны. Это был не центр сопротивления – центр предполагает четкую структуру, а именно среда, равномерная, плотная, в которой концов не найдешь. В позднейшие времена эту функцию взяла на себя русская глубинка, где обитает глубинный народ.

Для Екатерины олицетворением старины, тьмы, невежества и неструктурируемого хаоса была Москва. В 1770–1772 гг. в Москве бушевала эпидемия чумы, сопровождаемая бунтами и убийством архиепископа, то есть Москва еще раз подтвердила свою репутацию города, неспособного встраиваться ни в какой просвещенный порядок.

В 1772 году Екатерина пишет несколько комедий, связанных общими героями и высмеивающими московский быт: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьёю», «Невеста невидимка». Это идеологическая акция – просвещенная императрица борется с невежеством и отсталостью культурными мерами, сатирически изображая негативные поведенческие стратегии в пьесах. В письмах к Вольтеру Екатерина пишет, что эти комедии все читают и обсуждают, что публика их смотрит и хвалит, то есть государыня конструирует отсутствующее в России просвещенное общество, которое уже сложилось в Европе, является источником общественного мнения и субъектом разума как такового.

В борьбе с Москвой Екатерина использует не только символический ресурс Европы и Петербурга, она задействует еще один русский город, который выстраивается в культурном пространстве как анти-Москва – город Ярославль.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

Донбасс и «Сура»

В журнале «Сура» в Пензе опубликована моя рецензия на книгу военной поэзии «Великий Блокпост», составленную Анной Ревякиной. Бумажный экземпляр добрался до Луганска буквально на днях. «Сура» – журнал современной литературы,…

You Missed

Интеллектуальная жизнь в Луганске

  • От ninaoft
  • 12 сентября, 2024
  • 4 views
Интеллектуальная жизнь в Луганске

Лица конференции

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 32 views
Лица конференции

«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 20 views
«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 11 views
Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 111 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 33 views
В Москву! Критики о новой литературе