Многоликая Соня Мармеладова

Чтение последнего выпуска журнала «Достоевский и мировая культура» (№3, 2022) позволяет ознакомиться с целым рядом трактовом образа Сони, которые советскому читателю не пришли бы в голову.

Во-первых, София-блудница – это гностический космогонический образ, создательница мира, София-Премудрость Божия, опошленная в низменном мире, который держит ее в плену, хотя это она его породила. Избавиться от этих гностических аллюзий уже, наверно, невозможно. Но есть и еще варианты.

В одной из сцен Соня стоит у двери в шляпе с огненным пером. Дверь – это символ перехода к новой жизни, а существо с огненным пером, стоящее у двери, – это конечно ангел, который приведет Раскольникова к духовному возрождению.

Кроме того, яркое перо на шляпе было у Мефистофеля, и потому существует версия, что пара Раскольников-Соня построена по аналогии с парой Фауст-Мефистофель.

Кроме того, Соня носит красное платье и зеленый плащ – точно как Беатриче у Данте. Хтонический характер Петербурга не раз подчеркивался разными авторами почти с момента создания города, так что девушка, одетая как Беатриче, указывающая герою на его ошибки и ведущая его к покаянию, представляет собой еще одно символическое воплощение дантовской героини.

Интересно, что упомянутые тексты и идеи были доступны и Достоевскому, а его непревзойденное умение работать с символами позволяет предположить, что такие смыслы автором тоже продумывались.

И даже если нет – Борхес наше всё, и читать иначе мы уже не умеем. Получается интересно.  

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

«Город и город»: два национализма на одной территории

Детектив «Город и город» (автор Чайна Мьевиль) описывает два разных города на одной территории – Бешель и Уль-Кому. Разные улицы, дома, этажи в домах могут принадлежать разным городам, то есть…

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

You Missed

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 46 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 24 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 20 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 17 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

Смотры невест как механизм согласования интересов

  • От ninaoft
  • 30 января, 2025
  • 15 views
Смотры невест как механизм согласования интересов