Как Иван Грозный не убивает своего сына

В Русском сборнике-XXIX помещена великолепная статья Игоря Дубровского «Два исследования по истории устной культуры Московского царства». Автор обращается к времени Ивана Грозного и рассматривает отражение русских слухов и фольклорных сюжетов в известиях иностранцев того времени. Одним из этих исследований является история смерти царевича Ивана, как она передана итальянцами, шведами, поляками конца XVI века.

Исследование замечательное, и я советую всем его почитать самостоятельно. Здесь же кратко опишу самое интересное.

Как именно умер царевич Иван в ноябре 1581 года, точно не знает никто: царская семья хорошо охраняла свою приватность. И именно это незнание спровоцировало народную фантазию. Историк показывает, как история гибели царевича конструируется из нескольких сюжетов, зафиксированных в течение предыдущего десятилетия, как в Москве, так и на границах, и за границей. Среди этих сюжетов гневливость и несдержанность царя, совершаемые им собственноручно беспричинные убийства посохом, конфликт царя с сыном, причем до гибели Ивана чаще с младшим, с Федором. Также в этот набор входят две противоречивые истории о причине конфликта. В одной из них старый царь хочет воевать до конца, а царевич стоит за мир, в другой наоборот – старый царь трусливо прячется от поляков за стенами крепости, а молодой царевич рвется в бой, требует поставить его во главе войска и разбить наконец-то врагов после трех лет войны. Предложение это выдвигает то сам царевич, то бояре, то взбунтовавшийся народ. Отдельный цикл сюжетов – конфликт царевича с отцом из-за жены, скандал в благородном семействе. В каждом отдельном случае проверка показывает, что за сюжетом стоят какие-то события, но какие – докопаться невозможно. Наш слой реальности, до которого точно удается добраться состоит из слухов, которые циркулируют на Москве и в приграничных военных областях в предвоенные и военные годы. И в ситуации отсутствия официальной версии событий вступает в дело народное творчество. (Кажется, я нашла русскую культурную константу и нашу цивилизационную специфику!) Все минисюжеты сплавляются в один, запечатленный Репиным: Иван собственноручно убивает старшего сына посохом из-за разногласий по поводу военных действий или в ходе семейной ссоры.  

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Новые вопросы об избранном меньшинстве

Монография «Избранное меньшинство. Как образование сформировало еврейскую историю, 70–1492» заканчивается главой, посвященной нерешенным вопросам касательно истории евреев за последние пятьсот лет. В конце XV века численность еврейских общин на Востоке…

Экономическое поведение и религиозный выбор

В книге «Избранное меньшинство. Как образование сформировало еврейскую историю, 70–1492» авторы Маристелла Боттичини и Цви Экштейн ставят задачу понять, когда, как и почему евреи стали избранным меньшинством. Многим кажется, что…

You Missed

Попытка «Андора»

  • От ninaoft
  • 15 июля, 2024
  • 17 views
Попытка «Андора»

Новые вопросы об избранном меньшинстве

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 15 views
Новые вопросы об избранном меньшинстве

Экономическое поведение и религиозный выбор

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 12 views
Экономическое поведение и религиозный выбор

Следственное дело большевиков

  • От ninaoft
  • 14 июля, 2024
  • 21 views
Следственное дело большевиков

Философия в непризнанной республике

  • От ninaoft
  • 13 июля, 2024
  • 16 views
Философия в непризнанной республике

Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти

  • От ninaoft
  • 9 июля, 2024
  • 27 views
Ильин против Дугина: мессианство как воля к власти