В Русском сборнике-XXIX помещена великолепная статья Игоря Дубровского «Два исследования по истории устной культуры Московского царства». Автор обращается к времени Ивана Грозного и рассматривает отражение русских слухов и фольклорных сюжетов в известиях иностранцев того времени. Одним из этих исследований является история смерти царевича Ивана, как она передана итальянцами, шведами, поляками конца XVI века.
Исследование замечательное, и я советую всем его почитать самостоятельно. Здесь же кратко опишу самое интересное.
Как именно умер царевич Иван в ноябре 1581 года, точно не знает никто: царская семья хорошо охраняла свою приватность. И именно это незнание спровоцировало народную фантазию. Историк показывает, как история гибели царевича конструируется из нескольких сюжетов, зафиксированных в течение предыдущего десятилетия, как в Москве, так и на границах, и за границей. Среди этих сюжетов гневливость и несдержанность царя, совершаемые им собственноручно беспричинные убийства посохом, конфликт царя с сыном, причем до гибели Ивана чаще с младшим, с Федором. Также в этот набор входят две противоречивые истории о причине конфликта. В одной из них старый царь хочет воевать до конца, а царевич стоит за мир, в другой наоборот – старый царь трусливо прячется от поляков за стенами крепости, а молодой царевич рвется в бой, требует поставить его во главе войска и разбить наконец-то врагов после трех лет войны. Предложение это выдвигает то сам царевич, то бояре, то взбунтовавшийся народ. Отдельный цикл сюжетов – конфликт царевича с отцом из-за жены, скандал в благородном семействе. В каждом отдельном случае проверка показывает, что за сюжетом стоят какие-то события, но какие – докопаться невозможно. Наш слой реальности, до которого точно удается добраться состоит из слухов, которые циркулируют на Москве и в приграничных военных областях в предвоенные и военные годы. И в ситуации отсутствия официальной версии событий вступает в дело народное творчество. (Кажется, я нашла русскую культурную константу и нашу цивилизационную специфику!) Все минисюжеты сплавляются в один, запечатленный Репиным: Иван собственноручно убивает старшего сына посохом из-за разногласий по поводу военных действий или в ходе семейной ссоры.