Поражает в ситуации c DOI стремление российских ученых хоть тушкой, хоть чучелком протиснуться в систему, созданную не нами и не для нас. В науке, как и в литературе, ссылка – это оммаж, признание авторитета, список учителей и наставников. В сложившейся ситуации всеобъемлющих санкций за ссылки на русских авторов там скоро будут штрафовать и увольнять. Пойдут ли на это западные ученые в ситуации западных санкций?
Как показала Сабина Хоссенфельдер в своей книге о физиках-теоретиках, 75% рабочего времени физик в США и Европе тратит на поиски контакта на следующий год, поскольку все работают по годичным контрактам, контракт на три года – роскошь, а бессрочные контракты имеют только звёзды – Нобелевские лауреаты, и то не все. Через год остаться без работы – обычное дело для ученого, тогда можно идти развозить пиццу. И это в современной физике, где нужны какие-то навыки работы со сложным оборудованием и специальное образование. В гуманитарной сфере всё ещё хуже, поскольку особых навыков нужно не так много.
Будет ли западный ученый, живущий в поисках контракта, рисковать там, где не стали рисковать агентства и целый Китай? Неужели россияне считают, что их научные открытия (особенно сделанные в Высшей Школе Экономики) настолько уникальны, что на них будут ссылаться в такой ситуации? Как показывают исследования больших баз данных, 90% научных текстов остаются непрочитанными. Уважаемые российские гуманитарии считают, что в этих огромных базах не найдется ничего похожего на их разработки, чтобы человек с легкой душой и ничем не рискуя смог поставить в списке литературы немецкую или английскую фамилию?
Думаю, все попытки втиснуться в западное научное пространство обречены с той стороны. Чтобы сохранялась свобода слова, человек должен иметь всесильного внутреннего цензора, который на уровне бессознательного блокирует всякие вредные мысли (философию процесса описал Поль Рикёр в «Символике зла»). Поэтому в ближайшее время западных ученых идеологически обработают так, что никому и в голову не придет ссылаться на русских авторов – и всё в рамках безграничной свободы слова.
Рабочая альтернатива для русских – создавать свою систему индексации, ссылок и рейтингов. Казалось бы, кризис – окно возможностей, но российские ученые не хотят им пользоваться в призрачной надежде сохранить свои призрачные статусы.