Патриотическая мобилизация и минобороны

В книге Б. Колоницкого «»Трагическая эротика»: Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны» (2010) анализируются визуальные образы и нарративы власти в период Первой мировой войны. По этой теме читала только «Нечистую силу» Пикуля, так что рада был обновить знания.

Аналогии с нынешней ситуацией напрашиваются. Первоначальные успехи в 1914 году, отступление и оставление присоединенных территорий в 1915 году как будто повторены за прошлый год в ускоренном виде. Бесконечное разнообразие слухов, слухи как фактор принятия решений и создания моральной паники – это одни к одному. Сейчас это всё происходит в телеграме и соцсетях, но по сути ничего не поменялось. Отмечу еще невозможность понять, что происходит даже сейчас, сто лет спустя. Автор фиксирует мнения и впечатления очевидцев, но никак не может оценить их соответствие реальности. По поводу одного и того же решения императора кто-то восхищается и видит всюду патриотический подъем, а кто-то рыдает над газетой и ощущает начало катастрофы. Кто из них был прав? Методов оценки нету.

Среди значимых отличий – огромный энтузиазм во всех слоях общества. Никто не делает вид год спустя, что ничего не происходит и ситуация касается только тех, кто сидит в окопах. Никаких «дочерей Пескова в США»: вся многочисленная императорская семья мобилизована, мужчины в разных званиях в армии, женщины в госпиталях, всё подробно освещается прессой. И наряду с этим – все эти структуры, в которых работают и присутствуют представители правящей элиты, на второй год войны до сих пор не снабжены всем необходимым: снарядов нет, обмундирования нет, медикаментов нет.

Очевидно, что степень энтузиазма простого народа и патриотической мобилизации элит никак не влияет на методы работы министерств и ведомств.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 58 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 21 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира