Аполлон против хаоса

Роман Андрея Белого «Петербург» принадлежит не только петербургскому тексту, но и аполлоновскому тексту в России.

Формально это история о российской столице накануне революции 1905 года. Революционеры-бомбисты вовлекают в организацию сына значительного имперского чиновника и с его участием планируют покушение на его сановного отца. Покушение по случайности не удается, но революция 1905 года все же происходит, этот эпилог известен любому читателю.

Отца-чиновника зовут Аполлон Аполлонович – двойной Аполлон, стремящийся всеми силами внести порядок и гармонию в окружающий хаос русской жизни. Описывается это плотным импрессионистическим стилем: мазки, оттенки и нюансы, звукопись и живопись в слове, создание атмосферы и полное погружение в туманный нереальный Петербург, текущий из прошлого в будущее и из хаоса в хаос. Каждое мельчайшее событие подается через нюансы, отражения, впечатления и игры восприятия. Клод Моне в слове и в наших северных широтах. В то же время масштаб невиданный, поскольку это не одна картина, а огромный роман. Лирическое стихотворение в таком стиле еще можно себе представить хотя бы как окно в чужое сознание, но несколько сот страниц полностью погружают читателя в иной мир.

В самом финале, на последней странице автор буквально в трех абзацах излагает события нескольких месяцев, последовавших за основным действием: кратко, четко, емко и предельно ясно. По контрасту с предыдущим динамическим хаосом на каждом шагу это производит неизгладимое впечатление. Перед читателем настоящее явление Аполлона, бога гармонии, ясности и оформленности. Потерпевший поражение в сюжете и в реальной русской истории, Аполлон остается жить в тексте – в самом подходящем храме для бога искусств.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

Донбасс и «Сура»

В журнале «Сура» в Пензе опубликована моя рецензия на книгу военной поэзии «Великий Блокпост», составленную Анной Ревякиной. Бумажный экземпляр добрался до Луганска буквально на днях. «Сура» – журнал современной литературы,…

You Missed

Интеллектуальная жизнь в Луганске

  • От ninaoft
  • 12 сентября, 2024
  • 5 views
Интеллектуальная жизнь в Луганске

Лица конференции

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 34 views
Лица конференции

«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 20 views
«Большой стиль»: тезисы и рекомендации. Скоро в печати

Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

  • От ninaoft
  • 11 сентября, 2024
  • 11 views
Донбасская «Энеида»: разбор поэмы Сигиды на «Литсотах»

Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

  • От ninaoft
  • 9 сентября, 2024
  • 111 views
Фигуры «Большого стиля»: луганские авторы на московской сцене

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 33 views
В Москву! Критики о новой литературе