Британский архетипический сюжет

Великий аргентинец Борхес пишет: «Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде». Это история об осажденной крепости (Троя), о возвращении (Одиссей), о поиске (Ясон) и о самоубийстве Бога (Иисус; или, если оставаться в рамках античной мифологии, Геракл).

Как все классификации, эта тоже взывает к дополнению и опровержению. Хочется найти сюжет, который выходит за рамки.

Лео Каганов писал как-то, что в книгах о Гарри Поттере европейцы доросли наконец-то до классического китайского сюжета, которому скоро две тысячи лет: это сюжет о юноше, который едет сдавать экзамены. Этот китайский сюжет можно, наверно, считать вариацией третьего: это квест, путешествие за наградой, но со своими особенностями.

Есть еще один британский сюжет, который встретился мне уже трижды, и который трудно куда-то определить. Это сюжет об убийстве коллеги чужими руками.

Во всех трех случаях действие разворачивается в колониях в ХХ веке. Главный герой, обычный британский чиновник или журналист, за несколько лет жизни в колониях приобретает такие знания об окружающих и навыки манипуляции, что ему достаточно буквально один раз промолчать, чтобы без малейшего подозрения против него его коллегу убили местные.

Этот сюжет разрабатывается в рассказах Моэма «Макинтош» и «На окраине империи», а также в романе Грина «Тихий американец».

Пожалуй, Борхес сказал бы, что это вариант четвертого сюжета: убийство всегда есть частичное самоубийство, поскольку на самом деле колокол всегда звонит по тебе. В то же время британский имперский менталитет здесь схвачен очень хорошо.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Порфирий Петрович – красный камень

В новом номере журнала «Достоевский и мировая культура» опубликована интересная статья Татьяны Касаткиной о Порфирии Петровиче. Аннотация: Статья посвящена анализу образа Порфирия Петровича. Анализ исходит из лексического рисунка текста, создаваемого…

Донбасс и «Сура»

В журнале «Сура» в Пензе опубликована моя рецензия на книгу военной поэзии «Великий Блокпост», составленную Анной Ревякиной. Бумажный экземпляр добрался до Луганска буквально на днях. «Сура» – журнал современной литературы,…

You Missed

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 24 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 16 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 26 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 39 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 38 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

Кенотическое богословие: кантианство в православии

  • От ninaoft
  • 30 августа, 2024
  • 21 views
Кенотическое богословие: кантианство в православии