Ян Ассман, египтолог, много занимавшийся культурной памятью, пишет также о теологии и политике. В небольшой книге он ставит себе задачу, противоположную задаче Карла Шмитта, основателя политической теологии. Шмитт показал теологическую природу многих политических категорий и концепций, Ассман же хочет показать политическую природу рядя теологических категорий, прежде всего, конечно, Ветхого Завета. Евреи вышли из Египта, усвоив многие египетские концепции, и здесь Ассман на своем поле.
Так, он показывает, что столь смущавшая многих идея гнева Божьего находит аналоги в политической культуре Египта: это гнев правителя государства на того, кто нарушает справедливость. Такой гнев считается необходимым качеством фараона, и без этой политической эмоции не может быть построено государство как посильное для людей устроение справедливой жизни.
Еще одна египетская политическая категория, входящая в теологию, это милость. Воцарение нового фараона в Египте сопровождалось милостью, выраженной в отъеме имущества: новый фараон разрешал не платить долги. Ассман замечает, что в современном обществе такое решение было бы воспринято как нарушение закона, а в Египте – как торжество закона, потому что закон воплощается в личности фараона. Справедливо то, что делает фараон, то есть справедливость в Египте определена так, что фараон в принципе не может сделать ничего несправедливого.
Так гнев и милость фараона делают более понятным ветхозаветный текст.