Ослепление претендента на престол в византийской и русской культуре

В статье проводится культурно-исторический и философско-культурологический анализ специфического отношения к ослеплению претендента на княжеский стол в древнерусской культуре. Рецепция византийской правовой нормы анализируется в контексте диалога культур. Показана решающая роль интуиции телесности в греческой культуре, рассмотрена трансляция этой интуиции в процессе христианизации Византии. Телесность царя для грека выступает символом космического порядка и Божественного благословения, выраженного в царском образе, поэтому слепец, чья телесная целостность нарушена, не может стать царем. В русской культуре унаследованное от языческого периода отношение к телесной красоте позволяет трактовать телесное совершенство как принадлежность мира, который должен отринуть христианин, телесность царя не связана напрямую с духовностью и божественностью. Таким образом, византийская казнь ослеплением основана на культурном архетипе телесности, который не был сохранен в русской культуре в ходе культурного диалога. В работе показано, что единство рода Рюриковичей и политическое положение Руси в течение первых столетий ее истории способствовало размыванию и уничтожению византийской правовой нормы при несомненном доминировании византийской культуры в диалоге.

Ищенко, Н. С. Ослепление претендента на престол в византийской и русской культуре / Н. С. Ищенко // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций : Архив конференции. Материалы Второй международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 года / Отв. редактор О.Н. Ноговицин. Том Выпуск 2. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство РХГА», 2022. – С. 163-178. – DOI 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.14. – EDN IBCAPT.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *