Американский профессор Роберт Дарнтон, автор замечательных работ об интеллектуальной истории Франции до 1789 года, написал книгу о цензуре, где сравнивает практики цензоров во Франции своего любимого периода, в колониальной Индии в XIX веке и в Восточной Германии в ХХ веке. Прежде чем приступать к исследованию, Дарнтон решил узнать, что считают цензурой его студенты. Результат неожиданный, но для преподавателя неудивительный.
Итак, по версии студентов Гарварда, цензура – это:
• Оценки.
• То, что к профессору нужно обращаться «профессор».
• Политкорректность.
• Отзыв на научную работу.
• Любой отзыв.
• Редактура и публикация.
• Запрет на автоматическое оружие.
• Присяга или отказ от присяги флагу.
• Подача заявления или выпуск прав на вождение автомобиля.
• Наблюдение со стороны Агентства национальной безопасности.
• Система оценки фильмов Американской ассоциацией кинокомпаний.
• Закон о защите детей в интернете.
• Камеры, фиксирующие скорость.
• Необходимость соблюдать скоростной режим.
• Засекречивание документов для защиты национальной безопасности.
• Засекречивание чего-либо.
• Алгоритмы ранжирования в поисковых системах.
• Использование «она» вместо «он» как местоимения по умолчанию.
• Ношение или не ношение галстука.
• Вежливость.
• Молчание.
Как видим, тут встречаются такие варианты, сходство которых с запретом публикации или распространения книг весьма отдаленное, но некоторое семейное сходство прослеживается. Любое понятие обрастает смыслами в разных контекстах. Опрос – это способ на практике понять логику действительности. Любуемся.