Парадокс войны: война или спецоперация?

Поскольку человечество не может без войн и войны всё равно идут, постоянно встает вопрос: где лучше их вести, на своей или на чужой территории? Очевидный ответ – на чужой, поскольку это значит меньше жертв и разрушений среди своих. Именно такими были все войны России в XVIII веке после Петра: экспедиционный корпус воюет в Пруссии, Силезии или Польше, героически сражается у Кунерсдорфа или берет Берлин.

Парадоксальным образом такая война воспринимается русскими как далекая, не нужная, не отвечающая нашим интересам, ведущаяся непонятно где и непонятно для чего. Такая война не входит в культурную память, церковь не включает ее в литургический год, она в лучшем случае забывается, а в худшем становится элементом пропаганды против внешней политики царизма. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» описал историю XVIII века в образах дурных баб, дерущихся между собой непонятно зачем, и через советскую школьную систему эти штампы отформатировали сознание, вошли в информационное пространство и проявляются в текущей ситуации СВО.

Другое дело Отечественная война, когда французы жгут Москву, а немцы расстреливают партизан в каждом селе. Тогда культурная память просыпается, образы героев оживают, совершаются подвиги, и страна огромная встает на смертный бой. Больше потерь среди своих, но зато кодировка событий понятная – это Священная Война, которая окончится нашим флагом над Рейхстагом.

С начала СВО в 2022 году Президент работает в первой парадигме, старается вести войну малой кровью на чужой территории и не включать Священную Войну. Обеспокоенные патриоты не имеют положительной эмоциональной кодировки такой ситуации, зато имеют советское образование, вбившее Щедрина и город Глупов на уровне рефлексов. Советская подача афганской войны также не способствовала появлению социально-продуктивной эмоциональной кодировки заграничных походов. В результате некоторым кажется, что если не включить Священную Войну, то мы обречены. История показывает, что это не так. Взять Берлин можно в обоих случаях.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

В Москву! Критики о новой литературе

С пятого по восьмое сентября я принимаю участие в конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках Национальной литературной премии «Слово». Конференция пройдет на базе Института мировой литературы РАН…

Попытка «Андора»

Я досмотрела сериал «Андор», но никому не советую этого делать. Благодарю Николая Ласточкина за статистику по фанатам «Звездных войн». Я категорически не фанат. Стеллан Скарсгард традиционно хорош. Я его помню…

You Missed

В Москву! Критики о новой литературе

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 24 views
В Москву! Критики о новой литературе

«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

  • От ninaoft
  • 3 сентября, 2024
  • 16 views
«Энеида» Александра Сигиды: ожесточенное перемирие Минских соглашений в поэзии

Федоров – отец генетики и клонирования

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 26 views
Федоров – отец генетики и клонирования

Успокаивающие средства для детей в западной культуре

  • От ninaoft
  • 1 сентября, 2024
  • 39 views
Успокаивающие средства для детей в западной культуре

Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

  • От ninaoft
  • 31 августа, 2024
  • 38 views
Донбасс в книге «Эти русские»: национальная или имперская территория?

Кенотическое богословие: кантианство в православии

  • От ninaoft
  • 30 августа, 2024
  • 21 views
Кенотическое богословие: кантианство в православии