Парадокс войны: война или спецоперация?

Поскольку человечество не может без войн и войны всё равно идут, постоянно встает вопрос: где лучше их вести, на своей или на чужой территории? Очевидный ответ – на чужой, поскольку это значит меньше жертв и разрушений среди своих. Именно такими были все войны России в XVIII веке после Петра: экспедиционный корпус воюет в Пруссии, Силезии или Польше, героически сражается у Кунерсдорфа или берет Берлин.

Парадоксальным образом такая война воспринимается русскими как далекая, не нужная, не отвечающая нашим интересам, ведущаяся непонятно где и непонятно для чего. Такая война не входит в культурную память, церковь не включает ее в литургический год, она в лучшем случае забывается, а в худшем становится элементом пропаганды против внешней политики царизма. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» описал историю XVIII века в образах дурных баб, дерущихся между собой непонятно зачем, и через советскую школьную систему эти штампы отформатировали сознание, вошли в информационное пространство и проявляются в текущей ситуации СВО.

Другое дело Отечественная война, когда французы жгут Москву, а немцы расстреливают партизан в каждом селе. Тогда культурная память просыпается, образы героев оживают, совершаются подвиги, и страна огромная встает на смертный бой. Больше потерь среди своих, но зато кодировка событий понятная – это Священная Война, которая окончится нашим флагом над Рейхстагом.

С начала СВО в 2022 году Президент работает в первой парадигме, старается вести войну малой кровью на чужой территории и не включать Священную Войну. Обеспокоенные патриоты не имеют положительной эмоциональной кодировки такой ситуации, зато имеют советское образование, вбившее Щедрина и город Глупов на уровне рефлексов. Советская подача афганской войны также не способствовала появлению социально-продуктивной эмоциональной кодировки заграничных походов. В результате некоторым кажется, что если не включить Священную Войну, то мы обречены. История показывает, что это не так. Взять Берлин можно в обоих случаях.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Новороссия гроз – от замысла к спектаклю

В пятницу, 1 ноября, я побывала на луганской премьере спектакля «Новороссия» по поэме Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз». Поэма писалась долго, с 2014-го по 2020-й го. В это время…

В Москву! Критики о новой литературе

С пятого по восьмое сентября я принимаю участие в конференции литературных критиков и литературоведов «Большой стиль» в рамках Национальной литературной премии «Слово». Конференция пройдет на базе Института мировой литературы РАН…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 40 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 22 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 110 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 34 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 25 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 52 views
Социализм в коллективном воображаемом