Кто отвечает за этнические чистки?

В книге Майкла Манна «Темная сторона демократии», вышедшей на русском в 2016 году, предисловие написал Владимир Малахов. Он указывает, что поскольку «геноцид» – термин юридический, автор книги нарочно его избегает, заменяя на «этнические чистки». Этнические чистки – это насильственная ассимиляция, принуждение к эмиграции и на последней стадии массовое насилие. Кто же субъект этнических чисток? Кто осуществляет геноцид?

Ответ Манна, как я поняла их предисловия, заключается в том, что это ни в коем случае не народ. Приписывать этнические чистки только неразвитым, нецивилизованным народам, не доросшим до демократии, – это ненаучная манипуляция, стигматизация целых народов (и первый шаг по направлению к этническим чисткам). Тезис Манна заключается в том, что этнические чистки – оборотная сторона современности и демократии. Как он его докажет, буду смотреть.

Манн также отвергает версию, что геноцид устраивают злые правители. Его ответ такой: геноцид устраивают конкретные социальные группы, самыми важными среди которых являются две: непосредственные исполнители (их обычно меньшинство, доли процента от всего населения) и деятели культуры (включая СМИ), создающие в обществе настроения, позволяющие большинству со спокойной совестью одобрять разные формы этнических чисток.

О том, как это происходило на Украине, я писала все последние годы после начала войны. По состоянию процесса до СВО у меня есть монография «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), где описаны некоторые механизмы и приведены конкретные примеры. Скачать бесплатно можно здесь: https://ninaofterdingen.ru/2021/12/27/южный-фронтир-россия-украина-донбас/

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Борьба за философский суверенитет

Из рецензии на сборник «Великое русское исправление имен» «Исправлению имен в социально-гуманитарной повестке России посвящен доклад Анатолия Черняева, анализирующий центральную проблему научного сообщества России – утрату суверенитета российской науки. Автор…

Социализм в коллективном воображаемом

Из рецензии на сборник «Великое русское исправление имен» «Федор Гиренок также направляет свои усилия на деконструкцию идеи о принадлежности России к западной цивилизации. Опираясь на философию славянофилов, автор демонстрирует разницу…

You Missed

Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 39 views
Коллектив в философии Бруно Латура: диалектика субъектности

Книжный подарок

  • От ninaoft
  • 26 ноября, 2024
  • 20 views
Книжный подарок

«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 108 views
«Заручение Сибири»: уральская магия и конфликт цивилизаций сквозь время и пространство

Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

  • От ninaoft
  • 15 ноября, 2024
  • 33 views
Студент ЛГАУ Александр Литвинов: топос культурной памяти и практики коммеморации

Борьба за философский суверенитет

  • От ninaoft
  • 5 ноября, 2024
  • 21 views

Социализм в коллективном воображаемом

  • От ninaoft
  • 4 ноября, 2024
  • 47 views
Социализм в коллективном воображаемом