Венецианский миф и основы демократии

Современные философы в России задаются вопросом, как демократия и либерализм из учения о правах всех выродились в то, что мы имеем сейчас: тотальная цензура, чистки, запрет выборов, отмена целых учений, культур и стран, включая Россию. Это выглядит каким-то странным сбоем и парадоксом только для тех, кто не вдумывался в историю и теорию демократии. Чтобы решить этот парадокс, присмотримся к политической философии флорентийских гуманистов, развивающих теорию Аристотеля о постоянной смене государственного устройства.

Как пишет Джон Покок в работе о философии Макиавелли, в XV веке для итальянских политических философов примером устойчивости в круговороте государственных устройств служила Венеция. Венецианский дож владеет царской властью, Сенат представляет аристократию, а Большой совет действует как народ.

Большой совет – это несколько десятков семейств, и список не пополнялся несколько столетий, что создавало проблему: как можно считать это народом, правлением всех и демократией? Итальянские гуманисты нашли изящное решение: все, кто не вошел в Большой совет за эти несколько веков, являются или иностранцами, или недостойными людьми, которые всё равно не могут принимать правильные решения в силу своих врожденных физических и психических пороков.

Здесь как в капле воды отражен сам принцип демократии и либерализма, актуальный до сих пор.

Похожие записи