Реакция на один из лучших фильмов последних лет, «Союз Спасения», показала, что миф о декабристах пережил смену государственности и строя, и по этому вопросу многие из поколения, воспитанного в СССР, своих убеждений не изменили. Екатерина Цимбаева входит в эту группу.
Как часто бывает в этой теме, факты приводятся правильно, но их объяснение и вызываемые эмоции оставляют впечатление подгонки под заданный ответ. Так, все исследователи декабризма признают, что внятного плана как обустроить Россию у восставших не было. Хотели после захвата власти то ли учредить диктатуру, то ли ввести парламент, то ли сформировать временное правительство. Единственное, в чем сходились все, это в необходимости убить царя «вместе с фамилией», то есть с семьей.
Декабристы хотели убить Николая, его жену и детей. Автор это признает, но ожидает, что читатель отнесется к этому с пониманием: «Страна, которая обрекала на бездействие людей, подобных им, бесспорно нуждалась в переменах». Автор ожидает, что и Николай должен был отнестись к этому с пониманием, поскольку изображает его отношение к декабристам как ничем не мотивированную ненависть. Это возможно только при твердом иррациональном убеждении, что убить русского царя вместе с детьми – это хорошо по умолчанию во все эпохи. К счастью, в наши дни это убеждение разделяют не все.
Кроме того, офицеры вывели солдат на площадь, уверяя их, что Николай узурпатор, а царствовать должен его брат Константин. Константин не сразу подтвердил свое отречение, и декабристы этим воспользовались. Повели солдат под пули «за Константина и конституцию», причем многие думали, что Конституция – жена Константина. Помимо солдат, выведенных из казарм под этим лозунгом, в активе декабристов убийство генерала Милорадовича, который сражался против Наполеона на Бородинском поле. Об этом Цимбаева не пишет, зато пишет, что во время наводнения в Петербурге в 1824 году Милорадович уехал спасать свое имение вместо того, чтобы помогать утопающим. Это называется обвинение жертвы: генерал не так был хорош, не стоит о нем сожалеть. Лучшие люди России, убивающие героя 1812 года, – это как-то слишком, и ради их светлого образа стоит постараться. В позднесоветской мифологии этот момент не замалчивался в трудах историков, но эмоционально не нагружался в популярной литературе. Очень хорошо, что в фильме «Союз Спасения» тема наконец-то прозвучала.
Я считаю, что люди вольны иметь какие угодно взгляды на политику и историю, но в любом случае долг ученого – не передергивать и не манипулировать. Здесь этого не получилось.