Русский культурный архетип как основание русской модерности

Статья по философии культуры, написанная в 2018 году. Эсхатологические ожидания не так и маргинализировались, как показали последние события.

Аннотация статьи: Объединение человечества в единое целое началось в эпоху Великих географических открытий на основе европейской культуры, которая предлагает другим народам в про- цессе межкультурного взаимодействия теорию и практику модерности как предмет коммуникации. Классическая теория модернизации, созданная в XIX веке, не подтвердилась практикой в XX–XXI вв. Пересмотр оснований теории модернизации происходит в теории множественных модерностей, согласно которой социокультурная динамика межкультурного взаимодействия с западной культурой определяется внутрикультурными характеристиками культуры- коммуникатора. В результате может возникнуть собственная версия модерности, сохраняющая культурные архетипы взаимодействующей культуры и позволяющая ей осуществлять соб- ственные социокультурные стратегии в современном мире. В данной статье будут рассмотрены внутрикультурные основания русской модерности, а именно: культурный архетип святого царства и маргинализация культурной темы эсхатологических ожиданий в XVII веке.

Ищенко, Н. С. Русский культурный архетип как основание русской модерности / Н. С. Ищенко // Вестник развития науки и образования.  – Москва. – № 7. – 2018 г.  – С. 57 – 65.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

На сайте Социологического института РАН выложен сборник материалов конференции «Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций» (https://socinst.ru/publications/socpractices2024/), состоявшейся в июне 2024 года. Я для этой конференции делала доклад…

Белоснежка на границе миров: лиминальный персонаж в сказке Вени Дркина

Первая статья, опубликованная в календарном 2025 году, посвящена Вене Дркину. С Валентиной Васильевной Патерыкиной активно работаем над монографией о луганской андеграунде, где будет глава и о творчестве Вени. Предметом исследования…

You Missed

Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

  • От ninaoft
  • 18 февраля, 2025
  • 3 views
Гелиополь Юнгера: трепетный импрессионизм космической эры

Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 55 views
Византия, которой нет, в учебнике Михаила Диунова

Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 37 views
Раскаленный июль в холодном феврале: смерть автора как инициация

Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 30 views
Раскаленный июль – путь Вени Дркина через символическую смерть

Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 27 views
Язык Адама и язык ада в романе Сарториуса Топфера «Призраки Иеронима Босха»

Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер

  • От ninaoft
  • 7 февраля, 2025
  • 23 views
Топос ада, Иероним Босх и Сарториус Топфер