В 1940 году И. Ильин пишет рецензию на недавно вышедшую книгу В. Шубарта «Россия и душа Востока». Ильин отмечает большие достоинства книги, среди которых – первое в истории Европы внимательное и уважительное отношение к России, честная попытка что-то понять без злобы и без штампов. Ильин отмечает, что автор знает Россию только по ее писателям, поэтому многого не понимает, но есть вещи, интуитивно угаданные верно. Зато автор хорошо знает Западную Европу, и те разделы книги Шубарта, где описывается западноевропейский прометеевский человек, Ильин прямо рекомендует не один раз в своей короткой статье, замечая, что корректность эмигранта не позволяет ему ругать страну пребывания, но книга опубликована в Швейцарии, и каждый может ее свободно купить. Сейчас она переведена на русский, и каждый может ее свободно прочитать. Главная черта прометеевского человека, согласно Шубарту, Ильину и всем, кто писал о цивилизационных особенностях Европы, – это воля власти, стремление покорять, подчинять и переделывать себя и других невзирая ни на Бога, ни на человека.
Одной из важнейших ошибок автора Ильин считает прогноз на будущее. Кассандрам всегда нелегко. Шубарт считает, что Россия должна объединиться с католичеством и мессиански спасти весь мир, заменив и перевоспитав прометеевского человека. Ильин замечает, что западноевропейский прометеевский человек, которого Шубарт так замечательно описал, есть плод и результат развития именно католичества. Протестантизм Ильин понимает как ослабленную и зависимую форму католичества, сохранившую все пороки прометеевского человека. Объединение с католичеством в форме подчинения ему уничтожит в России все ее замечательные качества, а объединение в форме преобразования католичества не представляется возможным – с чего вдруг католики станут менять свой менталитет и характер, который они взращивали две тысячи лет, да еще находясь в позиции силы по отношению к гонимой православной церкви? Так что план этот утопичный и полностью неосуществимый. Тем не менее, хоть и немного модифицированный, этот план дожил до наших дней.