Ильин и Шубарт: пророчество о России и прометеевском человеке

В 1940 году И. Ильин пишет рецензию на недавно вышедшую книгу В. Шубарта «Россия и душа Востока». Ильин отмечает большие достоинства книги, среди которых – первое в истории Европы внимательное и уважительное отношение к России, честная попытка что-то понять без злобы и без штампов. Ильин отмечает, что автор знает Россию только по ее писателям, поэтому многого не понимает, но есть вещи, интуитивно угаданные верно. Зато автор хорошо знает Западную Европу, и те разделы книги Шубарта, где описывается западноевропейский прометеевский человек, Ильин прямо рекомендует не один раз в своей короткой статье, замечая, что корректность эмигранта не позволяет ему ругать страну пребывания, но книга опубликована в Швейцарии, и каждый может ее свободно купить. Сейчас она переведена на русский, и каждый может ее свободно прочитать. Главная черта прометеевского человека, согласно Шубарту, Ильину и всем, кто писал о цивилизационных особенностях Европы, – это воля власти, стремление покорять, подчинять и переделывать себя и других невзирая ни на Бога, ни на человека.

Одной из важнейших ошибок автора Ильин считает прогноз на будущее. Кассандрам всегда нелегко. Шубарт считает, что Россия должна объединиться с католичеством и мессиански спасти весь мир, заменив и перевоспитав прометеевского человека. Ильин замечает, что западноевропейский прометеевский человек, которого Шубарт так замечательно описал, есть плод и результат развития именно католичества. Протестантизм Ильин понимает как ослабленную и зависимую форму католичества, сохранившую все пороки прометеевского человека. Объединение с католичеством в форме подчинения ему уничтожит в России все ее замечательные качества, а объединение в форме преобразования католичества не представляется возможным – с чего вдруг католики станут менять свой менталитет и характер, который они взращивали две тысячи лет, да еще находясь в позиции силы по отношению к гонимой православной церкви? Так что план этот утопичный и полностью неосуществимый. Тем не менее, хоть и немного модифицированный, этот план дожил до наших дней.  

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Философский практикум

Современный французский философ Квентин Мейясу в статье «Вычитание и сокращение: Делёз, имманенция, материя и память» проводит интересный философский эксперимент. Мейясу берет отрывок об имманенции из книги Делёза и Гваттари и…

Сопротивление, разведка и ритуал: другая игра

Символические действия в общественной жизни, которые Конфуций называет ритуалом, в философии ХХ века Йохан Хёйзинга назвал игрой и определил человека как homo ludens, человека играющего. Поскольку во всех остальных отношениях…

You Missed

Платон навсегда: конференция в РГГУ

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 56 views
Платон навсегда: конференция в РГГУ

Философия ко Дню философа и четвероякий объект

  • От ninaoft
  • 14 ноября, 2025
  • 21 views
Философия ко Дню философа и четвероякий объект

Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

  • От ninaoft
  • 13 ноября, 2025
  • 14 views
Интервью о философии, культуре и «Миротворце»

Философский практикум

  • От ninaoft
  • 6 ноября, 2025
  • 73 views
Философский практикум

Империя и русские

  • От ninaoft
  • 28 октября, 2025
  • 102 views
Империя и русские

«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира

  • От ninaoft
  • 26 октября, 2025
  • 65 views
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира