Интеграция философии Николая Федорова в курс основ российской государственности, направленный на воспитание патриотического мировоззрения, показывает, что русскому космизму отводится роль интегрирующей идеологии в современном обществе. Покажу кратко, на каком основании это делается.
В России большинство православных, но есть и другие религии, и атеисты. Совершенно в духе философии Просвещения принимается, что источник конфликтов между людьми – религиозный фанатизм. Чтобы избежать таких конфликтов, нужно использовать не религиозную идею, полностью научную, которая своей научностью примирит всех верующих, какую бы религию они ни исповедовали. Вот такой научной идеологией и является русский космизм.
Большая советская традиция включала русский космизм и пыталась его реализовать, то есть сторонники СССР всех национальностей, до сих пор значимые в российском обществе, легко примут эту идею. Атеисты верят в науку, поэтому не будут возражать против научной идеи. Поскольку космизм считается истинной формой православия, то 70% православных в российском обществе автоматически записываются в сторонники русского космизма. Таким образом, солидарность общества считается достижимой на почве русского космизма.
Как показал предыдущий анализ, учение Федорова не является ни синонимом православия, ни даже версией православия. Это антихристианское учение, которое можно внедрить не вместе, а только вместо православия. Чаемое примирение должно быть достигнуто за счет переформатирования церковной традиции в федоровском духе, то есть обернется новым конфликтом с самой массовой русской традицией, дающей во все времена наибольшее число защитников Отечества.
В текущей ситуации это не значит для нас ничего хорошего.