Философия Федорова: все убийцы, а христиан нет и не было

Николай Федоров разделяет стоическую идею о том, что не последняя секунда жизни приводит к смерти, а каждый прожитый момент времени уже есть умирание. Если человек потратил на тебя свое время, он отдал тебе часть своей жизни, то есть ты отобрал у него жизнь и являешься его убийцей. Даже если ты заплатил ему за его работу или купил его изделие, это ничего не меняет, ведь деньги не вернут потраченного времени. Итак, все существующие в мире экономические, юридические и семейные отношения нарушают заповедь «Не убий» и делают нас убийцами. Пока люди не начнут воскрешать отцов, они все убийцы, нарушители заповеди.

От этого рассуждения веет таким сектантством на грани сумасшествия, которое памятно каждому, пережившему девяностые, когда фанатичные учителя жизни были повсюду. Я уже не удивляюсь, что этим восхищалась советская интеллигенция – отсутствие живой гуманитарной или духовной традиции приводит и не к таким вывертам мысли. Но о русской религиозной философии ещё остаются какие-то иллюзии. Флоровский отреагировал на это правильно и по существу в «Путях русского богословия», у Бердяева есть адекватный философский анализ идей Федорова, но общее отношение эпохи восторженное.

Я не верю, что это могло понравится Достоевскому. Хотя его записывают в фанаты Федорова, и главный грех в его главном романе – убийство отца, мировоззрение Достоевского противоречит идеям Федорова по всем основным пунктам, которые я уже разбирала. Достоевский всем своим творчеством показывает, что преображение человека возможно, оно происходит постоянно, настоящие христиане есть в этом мире. По Федорову же это невозможно до воскрешения отцов. Надо проверять, насколько обосновано это представление о восторгах Достоевского по поводу философии Федорова.

ninaoft

Ищенко Нина Сергеевна (р. 1978) – кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021), «Псевдоморфозы сакральности в знаковых пространствах современности» (2023).

Related Posts

Нехристианская мистика Серебряного века

Из книги Бурмистрова «В поисках Зефиреи». Автор изучает идеи каббалы в русской литературе Серебряного века. Самые важные персонажи – Белый и Волошин, которые прямо называли, любили, увлекались, рисовали, конспектировали, обсуждали…

«…Зато читал Адама Смита»

Из книги Джеймса Вернона «Далекие чужие. Как Великобритания стала современной»: «В 1759 году в “Теории нравственных чувств” Адама Смита прозвучала мысль о том, что, поскольку формирующееся торговое общество порождало все…

You Missed

Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 52 views
Новороссия как новая Россия или часть имперской России в сборниках СП ЛНР (2016-2023 гг.)

Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

  • От ninaoft
  • 10 мая, 2025
  • 16 views
Постмодерн на службе империи обсудили в Луганске

Дионис против Аполлона: луганская версия

  • От ninaoft
  • 6 мая, 2025
  • 12 views
Дионис против Аполлона: луганская версия

Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

  • От ninaoft
  • 5 мая, 2025
  • 13 views
Пенсионный фонд: движемся в будущее сохраняя традиции

Веня Дркин в Горловке и Луганске

  • От ninaoft
  • 4 мая, 2025
  • 28 views
Веня Дркин в Горловке и Луганске

Нехристианская мистика Серебряного века

  • От ninaoft
  • 28 апреля, 2025
  • 28 views
Нехристианская мистика Серебряного века